История коллекции

Собрание итальянской живописи – один из наиболее значимых разделов картинной галереи музея: оно насчитывает свыше пятисот пятидесяти произведений и хронологически охватывает весь период развития одной из ведущих европейских школ живописи. Из них в постоянной экспозиции представлено не более двухсот, а те, что хранятся в запасниках музея, остаются мало известными, как широкой публике, так и специалистам.

Итальянской живописи принадлежит особое место в истории Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ), поскольку именно с нее начиналось формирование его картинной галереи. Основатель музея Иван Владимирович Цветаев, задумавший создать при Московском университете музей слепков с произведений классической скульптуры, еще до его открытия пришел к выводу о необходимости включения в экспозицию оригиналов, в первую очередь живописи (1). Окончательный перелом в его взглядах произошел в конце 1900-х годов, когда музею были предложены ценные собрания подлинных произведений. Среди них состоящая из уникальных памятников итальянской живописи XIV-XV веков коллекция дипломата М.С. Щекина, положившая начало собранию живописи (2). В 1924 году картинная галерея музея обрела статус самостоятельного раздела.

Революция 1917 года принесла с собой идею перераспределения художественных ценностей. В русле этой политики в 1924 году было принято решение о закрытии Румянцевского музея (полное название – Московский Публичный и Румянцевский музеи), и его богатые коллекции разошлись по другим собраниям: русская живопись была передана в Третьяковскую галерею, иконы – в Исторический музей. Преемником Румянцевского музея с полным правом может считаться Музей изящных искусств, принявший большую часть его коллекций, включая западноевропейскую живопись. В том же 1924 году к картинам из Румянцевского музея прибавились поступления из Государственного музейного фонда, где были сосредоточены работы из национализированных собраний, из бывших частных коллекций Москвы и из загородных резиденций. Осенью того же года начали приходить картины из национализированных петербургских собраний князей Юсуповых, графов Строгановых и Шуваловых, а также из Эрмитажа. Поступления 1924 года образовали основное ядро картинной галереи, и итальянский раздел в ней насчитывал свыше двухсот произведений; из четырех залов галереи, открытых в 1925 году, один был целиком отдан под экспозицию живописи Италии XIII-XVII веков. С этого момента начался систематический рост картинной галереи музея, который с 1937 года, когда отмечалось столетие гибели великого русского поэта, стал именоваться Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Формирование картинной галереи ГМИИ приходится в основном на период 1920-30-х годов. Ее создание явилось заслугой ряда людей и в первую очередь директора музея Николая Ильича Романова, подлинного энтузиаста музейного дела, специалиста по искусству Италии эпохи Возрождения. До 1924 года он работал в Румянцевском музее, где занимал пост хранителя Отделения классических древностей. Именно им был составлен проект реорганизации Музея изящных искусств, в котором предусматривалось изменение его структуры, и создание картинной галереи как самостоятельного раздела. Рядом с Романовым и под его руководством на посту хранителя картинной галереи в 1924 году начал свою работу Виктор Никитич Лазарев. Он был приглашен Романовым в тот момент, когда проводилась кардинальная реорганизация музея. Будучи специалистом в области итальянского искусства, Лазарев особенно много сделал для формирования этого раздела коллекции – проводил большую работу по обследованию Государственного музейного фонда и бывших частных коллекций, неоднократно выезжал в Эрмитаж, где вел нелегкие переговоры о передаче ряда значимых картин в Москву (3).

Процесс создания коллекции итальянской живописи в ГМИИ протекал неоднозначно. Наряду с расширением собрания за счет вновь поступавших произведений происходил и серьезный отток картин в связи с передачей в Антиквариат и продажей за рубеж. Помимо этого, большое число произведений систематически выделялось для передачи в провинциальные музеи и даже в Эрмитаж. Передававшиеся в Антиквариат произведения по большей части заканчивали свой путь в зарубежных, в основном американских, музеях и частных коллекциях. Не все картины удавалось реализовать через зарубежные аукционы, однако, лишь в редких случаях они возвращались в те музейные коллекции, откуда в свое время были изъяты. Не мало работ из Антиквариата попадало и в частные руки. Примером того, как в результате различных перипетий один из шедевров чудом не покинул пределы страны, а оказался в музее, может служить история знаменитой «Строгановской Мадонны» Аньоло Бронзино. Как и многие выдающиеся работы, она предназначалась для продажи за рубеж, но по неизвестной причине в 1932 году из Антиквариата картина поступила в ГМИИ. Следы же многих других работ сегодня утеряны. Цифры потерь впечатляют – за все годы существования ГМИИ из его собрания в Антиквариат и в другие учреждения и музеи было передано свыше 250 толь итальянских картин, что составляет половину принадлежащего музею сегодня собрания этой школы живописи.

Начало собирательства итальянской живописи в России восходит к первой половине – середине XVIII века, когда интерес к Италии приходит на смену более скромному вкусу петровского времени с его ориентацией на Голландию (4). Примером одной из ранних частных коллекций России, сформировавшейся еще до основания Эрмитажа, может служить собрание графа Ивана Ивановича Шувалова, в котором видное место занимали как раз картины итальянских мастеров. Фаворит Елизаветы Петровны, основатель университета в Москве и Академии художеств в Санкт-Петербурге, он приобретал картины в основном для украшения своего дворца. На стенах его кабинета, запечатленного Федором Рокотовым (5), были развешены большие полотна, преимущественно итальянской школы. Почетное место среди них по праву принадлежало серии из четырех композиций, выполненных Алессандро Маньяско в соавторстве с Клементе Спера. Одна из них, «Вакханалия», находится теперь в ГМИИ и представлена в экспозиции. После открытия Академии художеств Шувалов передал туда в дар 101 полотно, в числе которых были и четыре работы Алессандро Маньяско.

«Блестящий век Екатерины» положил начало формированию Эрмитажа, ставшего олицетворением блеска императорской короны. Благодаря приобретению в разных странах сложившихся и знаменитых коллекций он быстро превратился в одно из богатейших художественных собраний Европы. В 1764 году в Петербург поступили картины от берлинского купца Гоцковского, в 1769-м – из коллекции Брюля в Дрездене, в 1772-м – из коллекции Кроза в Париже, в 1779-м – из коллекции Уолпола в Англии. Во всех этих собраниях, несмотря на различия вкусов и индивидуальных пристрастий владельцев, живопись Италии занимала видное место. Там встречались произведения разных школ и направлений – от XVI до XVIII века. Со временем некоторые из этих картин перешли в ГМИИ. Из коллекции Гоцковского, с приобретения которой начинается история эрмитажного собрания (6), происходит «Битва при Заме» римского мастера XVI века, из коллекции Брюля – полотно Беллотто из серии видов Дрездена и Пирны, из коллекции Кроза – небольшое полотно Веронезе «Минерва», одно время находившееся в Вероне в доме Куртони, а также работы Ланфранко и Алессандро Турки, а из коллекции Уолпола – произведения Париса Бордоне, Паоло Веронезе, Пьетро да Кортона, Кантарини, Вассалло. Среди картин XVI века, пришедших в ГМИИ из Эрмитажа, следует также выделить такие первоклассные работы, как «Мадонна с Младенцем и ангелами» Лоренцо Лотто и «Дама за туалетом» Джулио Романо, поступившие в императорские собрания в конце XVIII – первой половине XIX века.

В связи с представленными на выставке произведениями нельзя не вспомнить об одной из трагических страниц в истории Эрмитажа: в 1854 году по приказу Николая I с аукциона было продано 1219 картин из императорских собраний, в числе которых – упомянутые выше «Явление сивиллы императору Августу» Париса Бордоне и «Битва при Заме» римского мастера XVI века, оказавшиеся затем в московских частных собраниях (7).

Постепенно собирательство художественных произведений захватывает все более широкий круг российской знати. Со второй половины XVIII века ведут свое начало известные частные коллекции графов Строгановых, князей Голицыных, Юсуповых и многих других аристократических фамилий. Знаменитая коллекция Николая Борисовича Юсупова размещалась как в построенном по проекту Джакомо Кваренги петербургском дворце на Фонтанке, так и в подмосковном имении Архангельское и в московском доме князя в Харитоньевском переулке. Принято считать, что Юсупов отдавал предпочтение французской живописи, однако численно в нем заметно преобладала итальянская школа (8). Наибольший интерес здесь представляли работы мастеров XVIII столетия, в частности, римского живописца Панини, который в жанре пейзажей с мотивами руин был предшественником столь высоко ценимого в России француза Юбера Робера. Особенно высоким художественным уровнем отличалась в собрании Юсупова группа полотен живописцев венецианской школы – Себастьяно Риччи, Джованни Баттисты Питтони, Гаспаре Дициани и ряда других. Его подлинной гордостью были полотна Джамбаттисты и Джандоменико Тьеполо, в том числе и хранящаяся теперь в ГМИИ небольшая композиция "Смерть Дидоны" кисти Тьеполо-отца. Многие из картин своей коллекции Николай Борисович приобретал непосредственно у художников, посещая, например, в Риме мастерскую прославленного тогда Помпео Батони. В 1831 году, после кончины Николая Борисовича, находившееся в Архангельском собрание было вывезено его потомками в Санкт-Петербург и с тех пор почти не пополнялось картинами старых мастеров. В 1924-м году коллекция была разделена между Эрмитажем, московским Музеем изящных искусств (ныне ГМИИ) и Музеем-усадьбой «Архангельское». Часть произведений попала в другие российские музеи, либо через Антиквариат было продано за рубеж.

Своим итальянским разделом славилось и собрание графа Александра Сергеевича Строганова, сохранявшее свой целостный вид вплоть до революции 1917 года (9). Затем на непродолжительное время в Строгановском дворце был открыт музей; в 1922 году хранившиеся там картины передали в Эрмитаж, а оттуда почти сразу ряд работ перешел в ГМИИ. Именно из этого собрания происходит знаменитое «Святое Семейство с маленьким Иоанном Крестителем» Бронзино, более широко известное как «Строгановская Мадонна». Благодаря собирательской деятельности другой ветви Строгановых в России оказалась композиция «Оплакивание» Чимы да Конельяно, поступившая в Эрмитаж по завещанию С.Г. Строганова. Эта алтарная композиция была написана для монастыря кармелитов в Венеции, в котором она находилась до 1799 года.

Произведения итальянских мастеров составили славу одного из наиболее известных частных собраний Европы XIX века, галереи герцогов Лейхтенбергских, также оставившей свой след в истории картинной галереи музея (10). История собрания герцогов Лейхтенбергских восходит к знаменитой коллекции жены Наполеона, императрицы Жозефины в замке Мальмезон. У ее дочери Гортензии, герцогини де Сан-Ле, Эрмитаж приобрел около семидесяти полотен, в числе которых был и представленный на выставке "Святой Себастьян" Гверчино.

Увлеченным собирателем был Евгений Богарне, сын Жозефины от первого брака. Будучи вице-королем Италии, он имел возможность составить превосходную коллекцию картин итальянской школы, которая насчитывала немало выдающихся образцов. После женитьбы на баварской принцессе Амалии Августе Богарне получил титул герцога Лейхтенбергского и переехал в Мюнхен, куда перевез и все картины. В 1853 году собрание вновь изменило свое местонахождение и на этот раз оно попало в Санкт-Петербург, поскольку к тому времени перешло во владение дочери императора Николая I, великой княгини Марии Николаевны, вышедшей замуж за Максимилиана Лейхтенбергского, сына Евгения. После смерти великой княгини в 1884 году ее сын, Николай Максимилианович Лейхтенбергский, передал коллекцию на хранение в Академию художеств, где с ней впервые смогла познакомиться широкая публика. В 1917 году по распоряжению Временного правительства собрание переехало в Москву, и ряд картин сразу был передан в Румянцевский музей, а затем вместе с другими работами попал в ГМИИ. Особенно заметную группу составляют произведения венецианской школы, из которых на выставке показано «Обрезание» Винченцо Катены – одно из лучших повторений композиции, восходящей к оригиналу Джованни Беллини.

Своим формированием коллекция итальянской живописи в ГМИИ обязана главным образом московскому собирательству, в полную силу заявившему о себе уже во второй половине XVIII века. Английский путешественник Кларк, посетивший Россию в начале XIX века, был поражен количеством картин, которые он видел в старой столице не только во дворцах знати, но и в домах купечества, а русский историк и писатель П.П. Свиньин писал, что «одна Англия может соперничествовать Москве в количестве и качестве оригинальных картин» (11). В этой атмосфере зародилась и постепенно оформилась мысль о создании в старой столице общедоступного музея. Впервые она получила свое воплощение в 1810 году, когда в специально отстроенном корпусе ансамбля Голицынской больницы была открыта галерея, насчитывавшая около 500 картин, а также большое число произведений прикладного искусства. А.М. Голицын, основатель галереи, завещал ее городу «для удовольствия публики» и «для пользы российским художникам, которые не всегда имеют случай видеть хорошие оригинальные картины». Но уже в 1817 году, вскоре после смерти основателя галереи, началась аукционная распродажа собрания, вырученные средства от которой пошли на содержание больницы (12). Часть произведений на этом аукционе была приобретена членами разветвленной семьи Голицыных. Собственной коллекцией располагал попечитель больницы С.М. Голицын, при котором как раз и происходила распродажа произведений. Его двоюродный брат, М.П. Голицын, также составил себе замечательное собрание, с легкой руки П.П. Свиньина окрещенное «Московским Эрмитажем».

С.М. Голицын основал общедоступный музей на Волхонке, располагавшийся в родовой городской усадьбе и открытый для посещения в 1865 году. Подлинным украшением музея был знаменитый Голицынский триптих Перуджино, находящийся теперь в Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Голицынский музей в Москве просуществовал до 1886 года, когда все собрание было продано в Эрмитаж (13).

Открытие в 1862 году Московского Публичного и Румянцевского музея заметно стимулировало собирательскую деятельность москвичей, многие из которых были выходцами из купеческой среды. К открытию музея в 1862 году Эрмитаж передал в его собрание двести картин западноевропейских мастеров, однако, за время существования музея (немногим более пятидесяти лет) его картинная галерея заметно обогатилась за счет даров частных лиц. В1924 году картинная галерея Румянцевского музея почти в полном составе перешла в ГМИИ. Итальянская школа, занимавшая два из шести экспозиционных залов музея, была представлена преимущественно полотнами живописцев XVII-XVIII веков. Работы таких мастеров, как Гверчино, Пьетро да Кортона, Алессандро Турки, Паоло Пагани, Лука Джордано, сегодня можно видеть в экспозиции музея.

Среди московских коллекционеров второй половины XIX - начала XX века, чьи собрания со временем пополнили музей, следует назвать Г.А. Брокара, Д.И. Щукина, Зубаловых и многих других. Обширную коллекцию живописи старых мастеров собрал владелец известной московской парфюмерной фабрики, француз по происхождению, Г.А. Брокар (14). Она насчитывала свыше тысячи произведений и многие из картин итальянской школы, впоследствии перешедшие в ГМИИ, отличаются весьма высоким художественным уровнем. Таковы оба шедевра Бернардо Строцци - "Чудесное насыщение пятью хлебами и двумя рыбами" и представленная на выставке работа "Старая кокетка" или «Vanitas», парные полотна Гаспаре Траверси, "Школа мальчиков" и "Школа рукоделия", а также эскиз Коррадо Джакуинто "Апофеоз испанской монархии", которую также можно видеть в данной экспозиции. После смерти собирателя обширная коллекция Г.А. Брокара была разделена между его наследниками, а позднее, в период с 1924 по 1928 год, она частично поступила в Музей изящных искусств, а частично оказалась рассеянной по разным музеям, российским и зарубежным.

Дмитрий Иванович Щукин, брат собиравшего новую французскую живопись Сергея Ивановича, увлекался старыми голландскими мастерами. Именно к голландской школе он относил представленный на выставке «Натюрморт с грибами», автором которого в действительности является неаполитанский живописец Паоло Порпора; из той же коллекции поступили и парные пейзажы Франческо Гварди, украшающие постоянную экспозицию музея. Своими несметными сокровищами в Москве славилась и коллекция Зубаловых, в роскошном особняке которых в послереволюционный период располагалась одна из центральных баз Госфонда, куда свозились работы из национализированных собраний. На веронской выставке, помимо римской «Битвы при Заме», ведущей свою историю от Гоцковского, представлена работа венецианского живописца XVIII века Франческо Дзуньо «Святая Цецилия», одно время также принадлежавшая Зубаловым,. Этот алтарный образ был исполнен для церкви Сан Кассиано в Венеции и подписан именем Джамбаттисты Тьеполо, в мастерской которого Дзуньо работал.

Из показанных на выставке произведений обращают на себя внимание замечательные работы, ведущие свое происхождение от московских собирателей. Это «Продавец фруктов» круга Манфреди, «Св. Лаврентий» Валерио Кастелло, «Трапеза монахинь» Маньяско, «Изгнание Илиодора» Бернардо Каваллино.

Уже в советское время весьма многочисленной и интересной коллекцией живописи располагал М.Б. Бенедиктов. Из нее в музей поступило несколько произведений, которые можно видеть на выставке. Это «Туалет Вирсавии» Якопо Амигони, «Пир Валтасара» Пьер Дандини, «Смерть Софонисбы» Франческо Кайро, парные пейзажи Каналетто, относящиеся к раннему периоду его творчества, подписной натюрморт Бонавентуры Беттеры. Некоторые из этих произведений были подарены музею самим собирателем, другие перешли в ГМИИ в 1937 году после того, как Бенедиктов, занимавший ответственный пост в НКВД, был репрессирован.

В послевоенный период главным источником пополнения собрания стало приобретение произведений у частных лиц через Закупочную комиссию при Министерстве культуры СССР. Картины покупались исключительно на внутреннем рынке, в основном у москвичей и ленинградцев; их владельцами чаще всего являлись случайные лица, к которым они попадали вследствие каких-либо обстоятельств и нередко во времена потрясавших страну исторических катаклизмов. Однако встречались и настоящие собиратели, которым удавалось пронести свое увлечение сквозь трудные годы запретов на подобный вид деятельности. Особое место в ряду московских коллекционеров по праву занимает Ф.Е. Вишневский, человек разносторонних интересов, страстно увлеченный своим делом. Основатель Музея Тропинина и московских художников его времени, он обладал коллекцией не только русской, но и западноевропейской живописи, которая насчитывала несколько десятков картин старых итальянских мастеров. Со временем коллекция рассеялась, однако, несколько картин из нее, в том числе и итальянской школы, разными путями оказались в нашем музее. Одной из лучших среди них является «Смерть Клеопатры» Франческо Тревизани. В связи с 60-летним юбилеем Вишневский преподнес в дар музею превосходный подписной «Натюрморт с письменными принадлежностями» Кристофоро Мунари, относящийся к раннему периоду творчества художника. Помимо работ Тревизани и Мунари в экспозицию выставки включен также «Женский портрет», предположительно выполненный Луиджи Креспи. Некогда принадлежавший Вишневскому, он был случайно обнаружен нами в одном из частных собраний Москвы и приобретен музеем в 2002 году.

Работа по комплектованию раздела итальянской живописи значительно активизировалась с конца 1960-х годов. Автор этих строк, начав в тот период свою профессиональную деятельность на посту хранителя итальянской живописи, уделял этой работе первостепенное внимание, считая ее важной не только для пополнения собрания, но и для сохранения самих памятников в условиях, когда собирательство художественных произведений находилось фактически под запретом. Таким образом, с конца 1960-х годов собрание итальянской живописи ГМИИ увеличилось почти на сто пятьдесят работ, что составило около одной трети от его прежнего состава. Периодическим отчетом о проделанной работе служили выставки новых поступлений (15). Среди ранних памятников особого внимания заслуживает большая композиция Париса Бордоне «Явление сивиллы императору Августу», приобретенная в 1983 году из коллекции С.В. Образцова, основателя и руководителя известного в Москве театра кукол, ныне носящего его имя. Это полотно в прошлом находилось в собрании кардинала Мазарини в Париже, затем в Англии, в знаменитом собрании лорда Уолпола, в составе которого было приобретено Эрмитажем. Работа столь высокого художественного уровня могла бы составить гордость любого мирового собрания. То же можно сказать и о композиции «Святое Семейство с Антонием Падуанским и ангелом» выдающегося римского живописца Кавалера д’Арпино, принадлежавшей некогда известному собранию Деларова в Петербурге.

В новых поступлениях численно заметно преобладают картины XVII-XVIII веков, которые традиционно были широко представлены в российских частных собраниях. Этот раздел в музее – не только наиболее многочисленный, но и наиболее качественный по составу памятников. Его ценность с особой очевидностью открылась в наши дни, когда происходящая в науке об искусстве переоценка ценностей позволила вывести из забвения многие художественные явления и творчество отдельных мастеров и составить многогранное представление об одной из блестящих эпох в истории итальянского искусства. Среди произведений, поступивших в музей благодаря закупкам, особого внимания достойны работы Гвидо Рени и Бернардо Строцци, Массимо Станционе и Андреа Ваккаро, Себастьяно Маццони и Луки Феррари, Якопо Виньяли и Бартоломео Лигоцци, Антонио Петрини и Франческо Тревизани, Джованни Антонио Пеллегрини и Франческо Фонтебассо, Джузеппе Ногари и Стефано Торелли, Микеле Мариески и Карло Маджини. Картины этих и других мастеров, приобретенные музеем, представляют разные школы и направления итальянской живописи, существенно дополняя исторически сложившееся ядро собрания и помогая восстановить некоторые, ранее отсутствовавшие в нем звенья. Среди прочих подлинной удачей стало приобретение картины "Святая Вероника" Гвидо Рени, сведения о которой содержатся в биографии художника, написанной Чезаре Мальвазией, где ее владельцем назван болонский сенатор Джесси.

Заключительный раздел выставки знакомит с произведениями XIX-XX веков, в котором представлен ряд работ весьма высокого художественного уровня. Появление этой группы картин в музее связано с передачей ему части собрания Государственного музея нового западного искусства, расформированного в 1948 году по приказу И.В. Сталина. Поступившая оттуда картина «Наполеон на троне» Андреа Аппиани, ведущего представителя неоклассицизма в Италии, происходит из собрания герцогов Лейхтенбергских, о котором шла речь выше. За время существования ГМНЗИ, основу собрания которого составили знаменитые коллекции французской живописи Морозовых и Щукиных, его фонды существенно выросли. Этот музей, во главе которого стоял видный специалист по современному искусству Б.Н. Терновец, проводил активную выставочную работу, широко практиковал обмен произведениями, в том числе и живописи, с художниками других стран. Именно таким путем в ГМНЗИ поступила картина Джорджо де Кирико "Римлянки", которая экспонировалась на выставке французских художников в 1928 году (16). Примечательную историю имеет небольшая картина Джино Северини "Голова", принадлежавшая видному представителю русского авангарда Михаилу Ларионову и подаренная им в ГМНЗИ. Из этого музея происходят и работы Феличе Казорати и Акилле Фуни, чьи имена занимают видное место в живописи Италии XX века. При разделе собрания ГМНЗИ многие значительные произведения итальянских художников перешли в Эрмитаж и оставшаяся в ГМИИ часть выглядит достаточно разрозненной.

В последние годы собрание ГМИИ обогатилось еще одной значительной работой Джорджо де Кирико - "Башня", написанной в 1921 году еще в манере «метафизической живописи». Картина была приобретена на средства Центра современного искусства при Министерстве культуры Российской Федерации и передана в дар музею.

Задача изучения и каталогизации памятников встала уже на раннем этапе формирования картинной галереи. У истоков этой деятельности стоял В.Н. Лазарев, который, несмотря на большую организационную и хранительскую нагрузку, интенсивно занимался научными исследованиями. Он первым приступил к систематизации собрания и составлению каталога итальянской живописи (материалы самого каталога, над которым Лазарев работал в конце 1920-х - 1930-е годы, не сохранились). Прекрасно осознавая, что атрибуция произведений служит краеугольным камнем всей музейной работы, он сосредоточился на изучении конкретных произведений. Круг его интересов был весьма широк и включал в себя памятники разных эпох, от XIII до XVIII века. Из предложенных в свое время Лазаревым атрибуций многие выдержали проверку временем, а то обстоятельство, что его публикации печатались в основном в зарубежных периодических изданиях, во многом способствовало введению не известных дотоле произведений в мировой научный оборот. Еще в 1920 – 1930-х годах им были опубликованы статьи о работах Боттичелли, Бронзино, Баккиакки, Лоренцо Монако, Креспи, Строцци, Кастильоне, Вассалло, Франческо Гварди. Рядом с Лазаревым в 1920-30-е годы в музее работали и другие специалисты, внесшие свой вклад в музейную науку своего времени.

В послевоенный период задача создания научных каталогов музейных собраний отошла на второй план. Для ГМИИ это были трудные годы: в 1945-ом он принял в своих стенах привезенные из Германии картины, в том числе и из Дрезденской галереи, а в 1948-ом – половину собрания закрытого по приказу властей Государственного музея нового западного искусства (знаменитое собрание картин импрессионистов и постимпрессионистов, принадлежавших до революции С.И. Щукину и Морозовым). В 1949 году ГМИИ вынужден был свернуть собственную экспозицию, чтобы дать место в залах выставке подарков И.В. Сталину. В 1954 году экспозиция музея была восстановлена и предстала в своем обновленном виде. В те годы подготовка каталогов коллекций в советских музеях практически не велась. Однако подспудно работа продолжалась, хотя ее проведение серьезно осложнялось отсутствием специальной литературы и общей изоляцией от мирового научного процесса. Сотрудники ГМИИ вели разного рода картотеки, что было исключительно важным для поддержания в музее исследовательской традиции и преемственности в изучении памятников. В наши дни из них можно почерпнуть сведения об атрибуции картин в тот далекий период.

Начиная с 1940-х годов стали выходить краткие каталоги картинной галереи ГМИИ. Издания 1948, 1957, 1961 и 1986 годов включали в основном картины из экспозиции и таким образом произведения итальянской школы были представлены далеко не в полном объеме (17). Впервые собрание итальянской живописи, наряду с другими школами, было опубликовано в Каталоге живописи 1995 года, где о работах даются лишь самые краткие сведения (18).

Подготовка к изданию полного научного каталога итальянской живописи активизировалась в 1960-е годы, а на рубеже 1960-70-х годов его редактирование взял на себя М.Я. Либман, в своей деятельности тесно связанный с музеем. Под его руководством началось приобщение к этой работе автора данного каталога, который с 1972 года вел ее самостоятельно. Рецензия на этот первый вариант каталога была написана В.Н. Лазаревым, и в музее хранится экземпляр рукописи с пометками ученого, отражающими его отношение к определению того или иного памятника. В 1973 году этот каталог был сдан в издательство, но процесс его издания растянулся на многие годы. Лишь в середине 1990-х годов музеем было принято решение об издании серии научных каталогов, посвященных живописи разных национальных школ. Полный каталог итальянской школы VIII – XX веков в 2-х томах, составленный автором этих строк, увидел свет в 2002 году (19).

Хранящееся в ГМИИ собрание итальянской живописи обретает все более широкую известность, как в нашей стране, так и в мире. Свидетельством этому служит тот факт, что многие произведения экспонировались на различных выставках в России и за рубежом. Ряд картин экспонировался на таких крупных международных выставках, как Джулио Романо в Мантуе и Вене, Джироламо Савольдо – в Бреше и Франкфурте-на-Майне, Доссо Досси – в Ферраре, Джузеппе Марии Креспи – в Болонье, Строцци – в Генуе, Маньяско – в Милане, Каналетто – в Венеции, Панини – в Турине. Неоднократно экспонировалась на различных выставках в Италии и в других странах картина Де Кирико «Римлянки». В 1997 году 35 картин итальянской школы XVII – XVIII веков экспонировались на выставке “Brilliant Baroque”, с успехом проходившей в городах Японии, в 2004-2005 годах в рамках выставки «Da Giotto a Malevic. La reciproca meraviglia» несколько работ было показано в Риме в Scuderie del Quirinale, а в 2007-2008 годах выставка из 80 картин XVI-XX веков была показана в Вероне. Это была первая представительная выставка итальянской живописи, прошедшая в Италии. Она была встречена с интересом и пониманием как широким зрителем, так и специалистами.

 

Примечания:

  1.  И.В. Цветаев. Записка, читанная в годичном собрании Комитета музея 27 марта 1911 года. СПб., 1911, с. 73 – 76; см. также: В.Э. Маркова. Живописное собрание цветаевского Музея изящных искусств. Новый взгляд на историю Картинной галереи. - В кн.: Юбилейный сборник к столетию ГМИИ. М., 1998, с. 143-153
  2. V. Markova. Michail Sergeevic Scekin e alcuni aspetti del collezionismo della pittura italiana del Trecento e del Quattrocento in Russia. - Gazzetta antiquaria, N.S., 1992, № 15, pp. 20 – 31
  3. В.Н. Лазарев. Картинная галерея ГМИИ. Ее состояние и перспективы. - Жизнь музея. Бюллетень ГМИИ, 1930, август, с. 17-22
  4. В.Ф. Левинсон-Лессинг. История картинной галереи Эрмитажа (1764-1917). Л., 1985; общий обзор истории собирательства в России итальянской живописи содержится в статье: V. Markova. La fortuna della pittura italiana nel collezionismo russo, in: Da Giotto a Malevic. Milano, 2004, pp. 192-201
  5. В настоящее время местонахождение картины Рокотова неизвестно. Копия с нее, исполненная в 1779 году А. Зябловым, находится в ГИМ’е. См.: Н. Лапшина. Федор Рокотов. М., 1959, с. 106
  6. Гоцковский
  7. Н.Н. Врангель. Искусство и государь Николай Павлович. – «Старые годы», 1913, июль-сентябрь, СС. 53-163
  8. В.Э.Маркова. Николай Борисович Юсупов и его живописная коллекция – В кн.: «Ученая прихоть. Коллекция Николая Борисовича Юсупова. [Каталог выставки, I-II]. М., 2001, т. I, с. 68-85
  9. А.Н. Бенуа. Строгановский дворец и строгановская галерея в Санкт-Петербурге - Художественные сокровища России, I, 1901, с. 165-173; Строгановский дворец-музей. Краткий путеводитель. Пг., 1922
  10. Каталог картинной галереи Его Императорского Высочества герцога Николая Максимилиановича Лейхтенбергского, выставленной в залах Императорской Академии художеств. СПб., 1884; Лейхтенбергская картинная галерея. - Художественные новости, II, 1884, № 21, с. 554-559; Н.Н. Врангель. Наследие великой княгини Марии Николаевны. СПб., б.г.
  11. П.П. Свиньин. Первое письмо из Москвы. – Отечественные записки, 1820, № 2, СС. 233-234
  12. А.В. Чаянов. Московские собрания картин сто лет назад. М., 1917
  13. Описание Голицынского музея. М., 1865; А.И. Сомов. Голицынский музей и перевозка его в Петербург. - Художественные новости, 1886, № 24, 15 декабря, столб. 684-685
  14. Золотой юбилей т-ва Брокар и Ко, Москва. К 50-летию со дня основания т-ва Брокар и Ко. М., 1914
  15. Современное французское искусство. Каталог выставки. М., 1928
  16. ГМИИ. Выставка новых поступлений. 1959-1969. Каталог. М., 1970; ГМИИ. Выставка новых поступлений. 1970-1980. Каталог. М., 1982; ГМИИ. Выставка новых поступлений. 1981-1986. К 75-летию музея. Каталог. М., 1989
  17. ГМИИ. Каталог картинной галереи. М., 1948; ГМИИ. Каталог картинной галереи. М., 1957; ГМИИ. Каталог картинной галереи. М., 1961; ГМИИ. Каталог картинной галереи. Живопись. Скульптура. Миниатюра. М., 1986
  18. ГМИИ. Каталог живописи. М., 1995
  19. В. Маркова. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Собрание живописи, Италия. 2 т. (т. I : Итальянская живопись VIII-XVI веков; т. II: Итальянская живопись XVII-XX веков). М., 2002 

Виктория Маркова

Сайты Музея