БОЛЬТРАФФИО, ДЖОВАННИ АНТОНИО
ПОРТРЕТ ЮНОШИ В ОБРАЗЕ СВЯТОГО СЕБАСТЬЯНА
Первоначальная деревянная основа была цельной, с вертикальным направлением волокон древесины. Венец на голове святого, лилии на его одежде и некоторые другие детали исполнены позолотой. В разных местах реставрационные тонировки: по периметру картины шириной 15 мм, а также по всей поверхности, наиболее заметные на теневых участках, на изображении левой половины лица (щеки и века), волос, зеленого воротника и оперения стрелы; то же в правой части картины (лицо и волосы). Живопись под слоем потеменевшего загрязненного лака. На обороте холста: СТРОГ 976 (в овале) и надпись: Переложилъ съ дерева на холстъ. СПетербургъ. Реставраторъ Ф.Табунцовъ. 1860 года На подрамнике номер Эрмитажа: ГЭ 4082 и надпись: Leonardo da Vinci I ящик № 1
В собрании графа С.Г.Строганова приписывалась Леонардо да Винчи (Waagen 1864). По всей видимости, заслуга определения авторства Больтраффио принадлежит Харку (Harck 1896), в статье которого картина фигурирует как Голова юноши; Харк считал ее лучшей работой мастера и самым значительным произведением итальянской школы в собрании графа Строганова.
В разное время картина называлась по-разному. Долгое время в ней видели изображение Святого Людовика, и с таким определением она поступила в ГМИИ (как Св.Людовик IX); поводом для этого послужили украшающие одежду святого лилии. Данное определение было отвергнуто на том основании, что в другой работе Больтраффио, принадлежавшей в прошлом собранию Фриццони в Бергамо и запечатлевшей ту же модель со стрелой в левой руке, но в профиль, имеется надпись на нимбе, указывающая на изображение Святого Себастьяна. В ГМИИ одно время считалась автопортретом Больтраффио; в Путеводителе ГМИИ 1938 года написано, что в картине «под видом святого художник дал свой портрет».
Тип юноши, в лице которого Мёллер (Moller 1928) впервые усмотрел сходство с Салаи, юным живописцем из мастерской Леонардо, неоднократно встречается в работах Больтраффио. Наиболее близкими нашей картине следует считать Портрет юноши в собрании герцогов Девонширских в замке Чатсворт и Портрет юноши со стрелой из Галереи Тимкен в Сан-Диего (Mongan, Mongan 1969, p. 28-29, № 6). Более слабый по качеству вариант находился в собрании лорда Элджина в Лондоне (Suida 1930, S. 564-567). Типологически близкими являются также Портрет Джироламо Казио из Пинакотеки Брера в Милане (инв. 319; Cat. Brera 1988, p. 116-118) и Портрет мальчика из Национальной галереи в Вашингтоне (инв. 895).
Картину из ГМИИ, как и другие приведенные здесь работы, следует считать портретными изображениями. Одновременно они заключают в себе и широкий аллегорический подтекст. Их образный строй близок ломбардской любовной лирике конца XV века, в частности поэзии Джироламо Казио. Стрела, часто присутствующая в качестве атрибута, не столько связана с образом Святого Себастьяна, сколько указывает на тему любовной печали.
На наш взгляд, непосредственное отношение к московской картине имеет известный рисунок Голова Вакха из собрания Галереи Академии в Венеции (инв. 263; Markova 1991). В прошлом этот лист приписывался Леонардо, а в настоящее время его принято связывать с кругом Больтраффио. Несмотря на дефекты сохранности, полагаем, что упомянутый лист принадлежит самому Больтраффио и, возможно, представляет законченный подготовительный рисунок к публикуемой картине (Cogliati Arano 1980, p. 98, № 49). В любом случае связь живописной и графической работ очевидна. К тому же кругу произведений относится и рисунок Голова юноши в лавровом венке из Кабинета рисунков и гравюр Уффици во Флоренции (инв. 566 Е; Forlani Tempesti 1976, p. 50, №15, fig. 13).
Высокий художественный уровень принадлежащей ГМИИ картины, а также наличие подготовительных рисунков и реплик дают основание считать ее одной из значительных работ Больтраффио, талантливого миланского ученика Леонардо да Винчи. Его присутствие в мастерской Леонардо документально засвидетельствовано с 1491 года, а с 1498-го он работал уже вполне самостоятельно.
Картина могла быть написана в конце 1490-х; Рама (Rama 1983) датировала ее 1498-1499 годами.
Происхождение: в середине XIX века приобр. графом С.Г.Строгановым, Петербург, 1922 из Строгановского дворца-музея (Петроград) пост, в Эрмитаж; с 1930 в ГМИИ.
Выставки: 1861 Петербург. Кат., № 10 (Леонардо да Винчи. Святой Людовик); 1964 Ленинград. Кат., с. 6-7.
Литература: Waagen 1864, S. 399-400 (здесь и след. - Леонардо да Винчи, здесь и далее - Святой Людовик); Все-мирная иллюстрация 1869, I, с. 148 (гравюра Л.А. Серякова); Harck 1896, S. 431-432 (здесь и далее - Больтраффио); Бенуа 1901, с. 168, 174-175; И, табл. 97; Berenson 1907, р. 172; Липгарт 1908, с. 714; Бенуа 1910, с. 34; Les anciennes ecoles de peinture 1910, p. 34; Вентури 1912, с. 12; L.Venturi 1912, p. 213; Venturi 1915, VII/4, p. 1030, fig. 705; Строгановский дворец-музей 1922, с. [2]; Venturi 1927, p. 346;Moller 1928, S. 150-151,Abb. 212 (Автопортрет Салаи в образе Святого Себастьяна); Липгарт 1928, с. 24-25, ил. с. 13 (здесь и далее - СвятойЛюдовик); Лазарев 1930, с. 19; Bellani 1936, р. 81-83; Путеводитель ГМИИ 1938, с. 97-98; Кат. ГМИИ 1948, с. 9; Reggiani Rajna 1951, p. 373, fig. 13 (приписывается Больтраффио. Юноша со стрелой; ошибочно - как находящаяся в Эрмитаже); Альбом ГМИИ 1956, с. 6, табл. 5 (здесь и далее -Святой Себастьян); Кат. ГМИИ 1957, с. 14 ил.; Кат. ГМИИ 1961, с. 20-21 ил.; Кривошапкина 1962, буклет, Альбом ГМИИ 1964, с. 6 № 5; Путеводитель ГМИИ 1964, с. 63; Альбом ГМИИ 1966, № 10 ил.; Кузнецов 1967, с. 15, табл. 9; Ротенберг 1967, с. 33, ил. 53 а; Демская 1979, с. 116.; Berenson 1968, I, p. 57 (вариант портрета из Чатсворта); Путеводитель ГМИИ 1980, с. 21-22 ил.; Альбом ГМИИ 1981, № 23 ил.; Rama 1983, р. 82-83 ill. 3; Brown 1983/84, p. 111, № 35; Кат. ГМИИ 1986, с. 29 ил.; Cat. Brera 1988, p. 117; Альбом ГМИИ 1989а, № 105 ил.; Альбом ГМИИ 19896, № 88 ил.; Фейнберг, Гренберг 1989, с. 56-57 ил.; Markova 1991, р. 100-107 ill.; Маркова 1992, с. 113 ил.; Путеводитель ГМИИ 1994, с. 95-97 ил.; Guidebook 1995, р. 94-96 ill.; Кат. ГМИИ 1995, с. 84 ил.; Бенуа 1997, с. 57 (Святой Людовик); Fiorio 1997, р. 351 п.35; Путеводитель.ГМИИ 1998, с. 162-164, ил. 79; Fiorio 1998, р. 143-146 ill.; Pedretti 1998, p. 41 ill.; Fiorio 2000, p. 89-90, № A6.