СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО С МАЛЕНЬКИМ ИОАННОМ КРЕСТИТЕЛЕМ (МАДОННА СТРОГАНОВА)
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

БРОНЗИНО, АНЬОЛО

СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО С МАЛЕНЬКИМ ИОАННОМ КРЕСТИТЕЛЕМ (МАДОННА СТРОГАНОВА)

Начало 1540-х годов

холст (перевод с дерева), масло по темперной подготовке.

117 х 99 см

Инв.: 2699

Подпись справа на камне, видны остатки букв имени: BR[onzin]O; ясно читается: FIOR.

Первоначальная деревянная основа предположительно была составлена в щит из трех досок с вертикальным направлением волокон древесины. Сохранность авторской живописи хорошая, за исключением незначительных утрат красочного слоя, в основном на одежде Мадонны, восполненных реставрационной ретушью. Исследование картины в инфракрасном излучении позволило выявить значительные авторские изменения в рисунке, особенно в центральной части композиции: рука Младенца Христа покоилась на груди матери и располагалась ближе к руке Иоанна. Небольшие, но важные изменения художник внес в положение ступни Мадонны, первоначально развернутой вниз, а также правой ноги Иоанна.

На обороте холста надпись: переложилъ съ Дерева на холстъ в Санпетербурге Реставраторъ. Ф.Табунцовъ 1857. Года.

Реставрация:1986 (ГМИИ, М.Г. Сахнова) - удалены изменившиеся в тоне реставрационные заделки, заходившие на авторскую живопись, и потемневший загрязненный лак. Обнаружены остатки подписи художника. На завершающем этапе реставрационная ретушь на местах утрат авторской живописи выполнена С.Е.Герасимовым

Изображение Святого Семейства в западноевропейском, в том числе и в итальянском, искусстве появляется лишь в XV веке.

Атрибуция традиционная. В собрании графа А.С.Строганова, куда картина поступила в начале XIX века, она признавалась одним из наиболее значительных произведений, что подтверждают слова самого владельца: «Картина... может считаться одним из шедевров художника, который представляет совершенное соединение самых существенных составных частей искусства: композиции, рисунка, колорита, высокого стиля, - красоты форм Рафаэля, благородства и точности рисунка Микеланджело, грации (приятности) Корреджо, колорита венецианской школы» (Galerie A.Stroganoff 1807).

Лазарев (Lasareff 1923b) в своей ранней статье предпринял попытку отождествить работу из собрания ГМИИ с картиной, исполненной для Карло Герарди из Пистойи. Ученый также полагал, что из шести упомянутых Вазари картин на этот сюжет московская является позднейшей, написанной в 1550-е годы. Такой датировки (между 1555-1560) придерживался и Маккоум (McComb 1928), в то время как Фосс (Voss 1920) относил ее к 1530-м годам.

Несмотря на неоднократные попытки исследователей установить связь между известными на сегодня композициями Бронзино на тему Святого Семейства и приводимым у Вазари перечнем его работ, сделать это удается не всегда в силу исключительной краткости описаний. В этой связи справедливо замечание Чекки (Cecchi 1996), который писал, что картина для Карло Герарди «уже давно и единодушно отождествляется со Святым Семейством Строганова из Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, хотя и неизвестно, на каком основании» (цит. по: Чекки 1997, с. 74). По поводу картины для Карло Герарди Вазари пишет буквально следующее: «Для сер Карло Герарди из Пистойи, своего друга детства, Бронзино... написал... Богоматерь на холсте, одно из лучших произведений, когда-либо им созданных, ибо оно отличается как мастерством рисунка, так и необыкновенной рельефностью изображения». - Вазари 1971, V,  с. 499; Vasari-Milanesi 1881, VII, p. 601).

В действительности Святое Семейство было написано не в 1550-е годы, как полагал Лазарев, а несколько раньше, около середины 1540-х годов. Положение фигуры Мадонны восходит к знаменитой живописной композиции Микеланджело «Святому Семейству Дони» (или «Тондо Дони») из собрания Галереи Уффици во Флоренции.

Копия Святого Семейства, ранее находившаяся в Берлине, хранится в одной из частных нью-йоркских коллекций (фотография Немецкого института истории искусств во Флоренции, инв. 299718).

Картина Святое Семейство гравировано (очерковая гравюра) Михаилом Ивановым (1781/83-1839) по рисунку Егора Скотникова (1780-1843) в альбоме эстампов по картинам собрания А.С.Строганова (Galerie A.Stroganoff 1807; 1835).

Происхождение: в начале XIX века приобр. графом А.С.Строгановым, Петербург; 1922 из Строгановского дворца-музея (Петроград) пост. в Эрмитаж, откуда в 1928 сдана в Антиквариат; 1932 из Антиквариата в Москве пост. в ГМИИ (в обмен на картину Рубенса Несс и Деянира, инв. 2070).

Архивные материалы: Опись Строгановского дворца 1922, № 23.

Выставки: 1897 Петербург. Кат., с. 108, № 31; 1964 Ленинград. Кат., с. 9; 1989 Москва. Кат., с. 92-93, № 39 ил.; Дрезден 2009

Литература: Galerie A.Stroganoff 1807, л. № 5 (здесь и след. - воспр. гравюра М.Иванова; здесь и далее - Аньоло Бронзино); Galerie A.Stroganoff 1835, л. № 3; Harck 1896, S. 431; Бенуа 1901, с. 170, 176; Schulze 1909, S. XXVI; Schulze 1911, S. XXVI; Voss 1920, S. 212; Строгановский дворец-музей 1922, с. 10; Lasareff 1923b, S. 251-255, 257, Taf. 106, Abb. 2; P.E. 1924, с 43; McComb 1928, p. 31, 68, 691; Berenson 1932, p. 115; Berenson 1936, p. 99; Путеводитель ГМИИ 1938, с. 101; Кат. ГМИИ 1948, с. 12-13; Альбом ГМИИ 1956, с. 7, табл. 10; Кат. ГМИИ 1957, с. 18 ил.; Кат. ГМИИ 1961, с. 26 ил.; Всеобщая история искусств 1962, с. 232; Berenson 1963, I, р. 43; Musée de Moscou 1963, p. 44-45 ill.; Путеводитель ГМИИ 1964, с. 70-71 ил.; Альбом ГМИИ 1966, № 13 ил.; Baccheschi 1973, р. ЮЗ, № 106 ill.; Демская 1979, с. 116-117, Путеводитель ГМИИ 1980, с. 26-27 ил.; Альбом ГМИИ 1981, № 28 ил.; McCorquodale 1981, p. 115, pl. 78; Antonova 1982, р. 64-65, № 24 ill.; Кат. ГМИИ 1986, с. 34, ил. 19; Мизиано 1986, с. 86-94; Сахнова 1986, с. 54-55; Сахнова 1988, с. 60-61; Альбом ГМИИ 1989а, № 103 ил.; Альбом ГМИИ 1989б, № 95 ил.; Гренберг, Писарева 1991, с. 1-6; Маркова 1991, с. 23; Lecchini Giovannoni 1991, p. 216, cat. № 3, fig. 4 (Алессандро Аллори); Маркова 1992, с. 168, 169 ил.; (здесь и далее - Бронзино); Grenberg, Pissareva, Kireeva 1992, S. 180-184; Путеводитель ГМИИ 1994, с. 96, 98 ил.; Guidebook 1995, р. 96-97 ill.; Кат. ГМИИ 1995, с. 86-87 ил.; Cecchi 1996, p. 73, ill. 74; Чекки 1997, с. 72-74, ил. 74; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 168, ил. 80; Markova 2002, I, с. 106-109, N. 50.

Сайты Музея