КАТЕНА, ВИНЧЕНЦО ДИ БЬЯДЖО
ОБРЕЗАНИЕ
С лицевой стороны видимых следов перевода красочного слоя с дерева не обнаружено; живописная поверхность ровная, с явно обозначенной фактурой холста полотняного плетения. Темный фон - авторский. В разных местах на участках незначительных утрат красочного слоя видны изменившиеся в тоне тонировки, особенно заметные по краям. Живопись под слоем сильно потемневшего загрязненного лака.
На обороте: на подрамнике бумажная наклейка собрания герцога Лейхтенбергского с печатным текстом: Herzoglich Leuchtenberg/ Majorats Fideicommiss/ Matrikel II 3/ Inventar № 148/148 (номер написан тушью) и еще одна с надписью тушью: 2 Джент. Беллини Евангельский сюжет: Лк. 2:21. Начиная с эпохи Возрождения, он получил широкое распространение, в частности, потому, что Обрезание связывалось с жертвенной миссией Христа, а заказчиками картин на этот сюжет обычно выступали религиозные братства, поклонявшиеся крови Господней.
В собрании герцога Лейхтенбергского считалась работой Джентиле и Джованни Беллини, затем, в соответствии с атрибуцией Ваагена - Винченцо Катены. В музей поступила под именем Андреа Превитали, Лазарев считал ее работой школы Катены, о чем в 1972 году сделал пометку на полях рецензируемой им рукописи каталога итальянской живописи. Хайнеман (Heinemann 1962) на основании фотографии называл московскую картину, местонахождение которой было ему неизвестно, вариантом мастерской Джованни Беллини, принадлежащим, возможно, Винченцо Катене; позднее он высказал предположение, что картина относится к кругу Винченцо Катены и исполнена его помощником, Винченцо ди Джироламо (Heinemann 1991).
Данная композиция восходит к ныне утраченному оригиналу Джованни Беллини, исполненному около 1490 года. Известны ее многочисленные повторения, несколько различающиеся между собой. Гейгер насчитывал их шестнадцать (Geiger 1912, S. 11-13), Ван Марле - всего тринадцать (Van Marie 1936, XVIII, p. 438, 456, 509), а Хайнеман (Heinemann 1962) - тридцать четыре. Лионелло Вентури полагал, что утраченный оригинал Беллини мог представлять собой как картину, так и рисунок (LVenturi 1906, р. 398-399). Полуфигурные композиции Джованни Беллини на сюжет Принесение во храм, по мнению Хайнемана, восходят к прототипу Джентиле Беллини, упомянутому Карло Ридольфи (Ridolfi 1648) и Луиджи Ланци (Lanzi 1789) и находившемуся в собрании Барбариго делла Террацца в их дворце в Сан Поло в Венеции (Heinemann 1962). Москини же (Moschini 1815) был известен другой подписной вариант картины Джентиле Беллини из Палаццо Гримани, что у Санта Мария Формоза
Существует также точка зрения (Davies 1961, р. 68), что образцом для Джованни Беллини могла послужить композиция Андреа Мантеньи Принесение во храм, датируемая 1465-1466 годами, из Государственных музеев Берлина (инв 29) и повторенная Беллини в картине из Пинакотеки Кверини Стампалия в Венеции (инв 2/29, Dazzi, Merkel 1979, p 34, № 3)
Наиболее известным из дошедших до нас повторений является композиция из Национальной галереи в Лондоне (д., м. 74,9 х 102,2, инв. NG 1455), которая хотя и подписана именем Беллини, все же большинством исследователей признается работой его мастерской, выполненной около 1500 года. В прошлом авторство Джованни Беллини признавали Кроу и Кавальказелле (Crowe, Cavalcasene 1871), Бернсон (Berenson 1916), Гронау (Gronau 1928, 1930), Гамба (Gamba 1937). Гронау (Gronau 1928) полагал, что она исполнена вскоре после 1500 года.
В лондонской картине фигуры помещены на темном фоне, который является авторским и не был изменен в процессе реставрации, это важно для понимания московской работы. Еще один аналогичный вариант, достаточно слабый по исполнению и неважной сохранности, находится в Галерее Маласпина в Павии (д., м. 66 х 85, инв 133, Pinacoteca Malaspina 1981, р. 110), где его автором считается неизвестный последователь Беллини. Однако в ряде композиций этой группы темный фон заменен пейзажем. Это видно на картине из Музея Метрополитен в Нью-Йорке (д., м 67,9 х 102, инв. 17 1909), имеющей фальшивую подпись Беллини и дату 1511. Ее автором признается Катена периода его работы в мастерской Джованни Беллини. В разных вариантах этой группы меняется также внешность изображенного слева мужчины (в лондонской картине - бородатый мужчина), порой, модель имеет ярко выраженные портретные черты, что позволяет видеть в ней заказчика, естественно, в каждом из вариантов разного.
Дошедшие до нас повторения композиции Обрезание различаются как по уровню, так и по манере исполнения, что дает основание приписать их разным мастерам из круга последователей Джованни Беллини. Есть среди них и подписные, как, например, принадлежащий Марко Белло вариант из Академии Конкорди в Ровиго, датированный 1502 годом. Вариант из собрания ГМИИ по уровню исполнения является одним из лучших. Он наиболее близок к картине из Музея Метрополитен и может быть с большой долей уверенности связан с именем Винченцо Катены.
Картина гравирована в издании Пассавана (Passavant 1851) под именем Джентиле Беллини.
Происхождение: до 1918 собр. герцогов Лейхтенбергских, Мюнхен-Петербург-Петроград; 1918-1919 ГМФ; с 1920 в РМ; с 1924 в ГМИИ.
Литература: Verzeichniss 1829, S. 32, № 57 (Джованни Беллини); Verzeichniss 1850, S. 38, № 85 (здесь и след. - Джентиле Беллини. Мадонна с Младенцем и четырьмя святыми); Passavant 1851, S. 2, № 4, Taf. 4 (воспр. гравюрой); Андреев 1862, с. 231, № 3 (Джентиле Беллини); Waagen 1864, S. 374, № 68 (Винченцо Катена); Кат. герцога Лейхтенбергского 1884, с. 3, № 5 (Джованни Беллини); Лейхтенбергская галерея 1884, с. 557 (Винченцо Катена); Чуйко 1884, с 635 (Джентиле Беллини); Кат. герцога Лейхтенбергского 1886, с. 3, № 5; Harck 1896, S. 431 (Винченцо Катена); Neoustroieff 1903, р. 339,342, fig 11 (здесь и далее - Катена); Неустроев 1904, с. 10, 31, 42-43, табл. 26; Crowe, Cavalcasene 1912, I, p. 262; Хуссид 1921, с. 6-7; Robertson 1954, p. 79, № 7 (Школа Катены); Berenson 1957, I, p. 62; Davies 1961, p. 69-70 (здесь и след - как ранее в собр. герцога Лейхтенбергского); Heinemann 1962, р. 42, № 145; Heinemann 1991, р. 20, № 143r; Маркова 1992, с. 125 ил. (здесь и след. - Винченцо Катена ?); Кат. ГМИИ 1995, с 97 ил.