СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО СО СВЯТЫМ АНТОНИЕМ ПАДУАНСКИМ (?) И АНГЕЛОМ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

КАВАЛЕР Д'АРПИНО (ДЖУЗЕППЕ ЧЕЗАРИ)

СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО СО СВЯТЫМ АНТОНИЕМ ПАДУАНСКИМ (?) И АНГЕЛОМ

Второе десятилетие XVII века

дерево, масло

42,2 x 32,8 см

Инв.: 4511

Основа - цельная доска, предположительно кипариса, толщиной 11 мм; волокна древесины направлены вертикально. В разных местах, особенно по трещине доски, небольшие утраты красочного слоя с участками реставрационной ретуши.

На обороте доски сургучная печать с гербом правившей в Тоскане Габсбургско-Лотарингской династии и частично сохранившейся надписью: AMM[INISTRAZI]ONE GEN. DELLE REGIE RENDITE.

Вторая, штемпельная печать с надписью: COLLECTION DE TABLEAUX PAUL DELAROFF St. PETERSBOURG принадлежит коллекции П.В. Деларова.

Реставрация: 1996 (ГМИИ, А.В.Неретин) - удаление потемневшего загрязненного лака; утраты красочного слоя восполнены ретушью.

Справа на возвышении сидит Мадонна с Младенцем на коленях, рядом стоит, опираясь на посох, Святой Иосиф. Перед Мадонной - коленопреклоненный францисканский монах, предположительно Антоний Падуанский, позади него - ангел. Представленный в картине сюжет правильнее трактовать как видение святого. С XVI века, в период Контрреформации, в соответствии с принятыми Тридентским собором правилами, в искусстве Италии получают распространение некоторые новые сюжеты, связанные с изображением религиозного экстаза и разного рода видений. Святой, преклоняющий колени, словно принимает Младенца Христа в свои руки.

До поступления в музей считалась работой неизвестного мастера; одно время находилась на экспертизе в Эрмитаже, где Линник предположительно отнесла ее немецкому художнику Кристофу Унтербергеру (1732-1798), работавшему в России и исполнившему по заказу Екатерины II копии Ватиканских лоджий Рафаэля. Настоящая атрибуция принадлежит автору каталога.

Принадлежность картины Кавалеру д'Арпино подтверждается многочисленными стилистическими аналогиями и, в первую очередь, среди картин небольшого размера, выполнявшихся художником по частным заказам. Композиция из собрания ГМИИ выдержана в монохромной колористической гамме. Подобные образцы гризайльных композиций также известны в творчестве художника. К числу наиболее знаменитых относится Святой Лаврентий среди бедных и больных (ранее в собрании Шапиро в Лондоне), написанный в ранний период как эскиз для фрески на тот же сюжет из церкви Сан Лоренцо ин Дамазо в Риме (см.: Röttgen 1973, р. 68-71, №1 ill.).

В нашей работе обращение к технике гризайли позволило художнику добиться тонкой градации светотени и сосредоточить основное внимание на передаче пластической формы и движения. Компактная фигурная группа воспринимается как ожившая скульптурная композиция, а движение, смысловым центром которого является фигурка Младенца Христа, объединяя всех участников сцены, подчеркивает их духовное родство. Лаконично намеченное пространство, перспективно уходящее в глубину, и занавес, образующий полог над Мадонной, служат естественным дополнением к основной сцене. В построении этой небольшой композиции Кавалер д'Арпино обнаружил присущие ему черты художника-монументалиста. Видный представитель позднего маньеризма, Джузеппе Чезари, более известный как Кавалер д'Арпино, по праву считается одной из ключевых фигур в живописи Рима конца XVI - начала XVII века. Художник родился в небольшом городке Арпино, к югу от Рима, а его прозвище указывает на то, что он был кавалером ордена Святого Михаила - звание, дарованное ему французским королем Людовиком XIII. Приобрел известность монументальными росписями, украшающими церкви и общественные здания Рима, а также дворцы римской знати.

Наряду с крупными монументальными заказами значительное место в его творчестве принадлежало камерным картинам, выполнявшимся на продажу. Именно благодаря Арпино этот вид живописи, ранее вовсе не практиковавшийся в Риме, быстро завоевал признание и популярность. Помимо холстов художник нередко писал картины на меди и дереве, добиваясь тонкости исполнения и умело используя при этом свойства основы для достижения различных эффектов - гладкой поверхности либо, напротив, пастозности живописной фактуры.

Характер письма нашей работы исключает предположение о том, что она могла быть написана как эскиз для большой композиции. Произведение высокого художественного уровня, картина из ГМИИ служит превосходным образцом манеры художника. Она исполнена в период его творческой зрелости и может быть датирована вторым десятилетием XVII века. Другие авторские варианты данной композиции, а также повторения и копии мастерской неизвестны.

Герб Габсбургско-Лотарингской династии на оттиске сургучной печати на обороте доски был введен с началом правления Пьетро Леопольдо и встречается в период с 1768 по 1830-е годы. Он указывает на то, что настоящая картина какое-то время находилась в одном из учреждений Тосканского государства. А поскольку картины Кавалера д'Арпино не были предметом специального интереса властителей Тосканы и во Флоренции практически не встречаются, можно предположить, что принадлежащая ГМИИ работа находилась в Риме в одном из дворцов, где размещались официальные учреждения и представительства Тосканского герцогства.

Происхождение: в начале XX века собр. П.В.Целарова, Петербург, собр. академика И.И.Мещанинова, Ленинград; 1987 приобр. у Е.В.Лузицкого, Ленинград.

Выставки: 1987 Москва. Кат. 1989, № 502 ил. (здесь и след. - Кавалер д'Арпино); 1997 Токио-Тендо-Оказаки-Акита. Кат., № 1.

Литература: Маркова 1988, с. 25-26 (здесь и далее - Кавалер д'Арпино); Маркова 1991, с. 25; Маркова 1992, с. 178-179 ил.; Кат. ГМИИ 1995, с. 81 ил.

Сайты Музея