СВЯТОЙ ИЕРОНИМ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

ЧЕЗАРЕ ДА СЕСТО

мастерская или круг

СВЯТОЙ ИЕРОНИМ

Первая половина XVI века

дерево, смешанная техника

82 х 62 см

Инв.: 97

Основа - доска липы, предположительно составленная в щит из трех досок, паркетирована; волокна древесины направлены вертикально. Живопись под слоем потемневшего загрязненного лака.

В собрании герцогов Лейхтенбергских картина считалась произведением Бернардино Луини. В рецензии на каталог галереи герцогов Лейхтенбергских авторство Луини отрицается, но признается работой «очень хорошего мастера миланской школы» (Лейхтенбергская картинная галерея 1884). Лазарев (устно) приписал Чезаре да Сесто, и с этой атрибуцией она поступила в музей.

Чезаре да Сесто принадлежит несколько композиций с изображением Святого Иеронима. Работа ГМИИ является повторением картины из Художественной галереи в Саутгемптоне (78,7 х 58,4; инв. 2/1958; Marani 1987, р. 132, fig. 106), где она находится с 1958 года, а ранее принадлежала собранию Кук в Ричмонде (Suida 1929, Taf. 160). По сравнению с оригиналом, в картине из ГМИИ наиболее слабо написан пейзаж, тогда как фигура святого исполнена более профессионально.

Известно несколько копий, исполненных с оригинала Чезаре да Сесто, которые Карминати, автор монографии о художнике (Carminati 1994), приводит как работы XVI века. Они находятся в собрании Фьюмичелли в Болонье, в частном собрании в Милане, в Пинакотеке Маласпина в Павии (инв. 502), в собрании Алессандро Лиска в Вероне; еще одна в 1920-х годах принадлежала собранию Тюлин. Работа, публикуемая Карминати как находящаяся в собрании Фьюмичелли и точно совпадающая по размеру с нашей картиной, экспонировалась в 1992 году в Болонье в антикварной галерее «Иль Саджитарио» (Galleria antica «Il Sagitario», Bologna. Dipinti antichi. Catalogo della mostra. Bologna, 1992) с атрибуцией Мартино Пьяцца да Лоди, принадлежавшей Паллуккини.

Карминати ошибочно полагает, что картина из Художественной галереи Саутгемптона входила в прошлом в собрание герцогов Лейхтенбергских. Подобное предположение лишено оснований, поскольку из этой знаменитой коллекции происходит именно картина из ГМИИ.

Вариант композиции с полуфигурным изображением Святого Иеронима в профиль на темном фоне хранится в Пинакотеке Брера в Милане (инв. 754; Marani 1987, р. 130-131, tav. XIX).

В собрании венской Альбертины находится подготовительный рисунок Чезаре да Сесто для головы святого (инв. 17608; Carmitati 1994, р. 303-304, № D86), связанный с картиной из Саутгемптона.

Картина гравирована в издании Пассавана (Passavant 1851) под именем Луини.

Происхождение: до 1918 собр. герцогов Лейхтенбергских, Мюнхен-Петербург-Петроград; 1918-1919 ГМФ; с 1920 в РМ; с 1924 в ГМИИ.

Литература: Verzeichniss 1829, S. 26, № 39 (здесь и далее - Бернардино Луини); Passavant 1851, S. 10, № 46, Taf. 46 (воспр. гравюрой); Андреев 1862, с. 233, № 45; Waagen 1864, S. 372, № 30; Кат. герцога Лейхтенбергского 1884, с. 6, № 17; Лейхтенбергская картинная галерея 1884, с. 558 (Мастер миланской школы); Чуйко 1884, с. 633; Кат. герцога Лейхтенбергского 1886, с. 6, № 17 (Луини); Путеводитель музея 1934, с. 50; Кат. ГМИИ 1961, с. 169-170 (здесь и далее - Чезаре да Сесто); Путеводитель ГМИИ 1964, с. 64; Путеводитель 1980, с. 22; Кат. ГМИИ 1986, с. 189; Маркова 1992, с. 116 ил.; Carminati 1994, р. 205, 206, cat. 18c ill. (Неизвестный художник XVI века; инв. номер ГМИИ указан ошибочно); Кат. ГМИИ 1995, с. 132 ил. (Чезаре де Сесто).

Сайты Музея