ХРИСТОС НА ТРОНЕ (СПАСИТЕЛЬ)
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

ЧИМА ДА КОНЕЛЬЯНО (ДЖОВАННИ БАТТИСТА ЧИМА)

ХРИСТОС НА ТРОНЕ (СПАСИТЕЛЬ)

До 1505 года

дерево, темпера, позолота

20 х 15 см

Инв.: 1636

Предположительно центральная часть пределлы. Основа - цельная доска тополя; волокна древесины направлены вертикально; с оборота накладные шпонки по периметру и две горизонтальные в средней части. Сохранность хорошая за исключением точечных утрат на живописи. Слой слегка загрязненного потемневшего лака. См. Приложение к каталогу. На обороте штемпельный оттиск с неразборчивой надписью: Deputato... de Crespano; еще два штемпельных оттиска, на одном из которых виден двуглавый орел и неразборчивая надпись. Справа вверху наклейка с надписью: Эрмитаж. Фонд VII поступление.

Salvator Mundi (лат. Спаситель мира) - одно из имен Христа, применяемое к молитвенному образу, где Христос представлен с державой в руке; другая рука поднята в благословляющем жесте. В итальянской живописи эта иконография получила распространение с конца XV века, особенно в Ломбардии и в Венеции. Среди миланских мастеров школы Леонардо, а также в Венеции, в кругу Джованни Беллини, особой популярностью пользовался полуфигурный тип изображения. Картина Чимы да Конельяно, где Христос представлен в рост, сидящим на троне, дает иной, редко встречающийся аспект трактовки темы, позволяющий акцентировать монументальный характер образа. До поступления в музей считалась работой Чимы да Конельяно с вопросом; в ГМИИ поступила как бесспорное произведение мастера. В качестве ближайшей аналогии можно сослаться на пределлу со сценами из Истории обретения Креста, принадлежащую алтарному образу Святые Елена и Константин из церкви Сан Джованни ин Брагора в Венеции (Coletti 1959, р. 83, №. 68, tav. 68). Фигура Святой Елены на троне в центральной композиции пределлы представляет мотив, близкий картине ГМИИ. Это дает основание и для датировки нашей работы до 1505 года, в пользу чего первыми высказались Лазарев (Lasareff 1957) и Колетти (Coletti 1959). Фигура сидящего на троне Христа сопоставима также с изображением Святого Марка в композиции Чимы да Конельяно Святой Марк на троне со Святым Андреем и Святым Людовиком из венецианской Академии (инв. 972).

Самый тип изображения Христа восходит, по всей видимости, к Джованни Беллини, хотя для творчества последнего более типичным было полуфигурное изображение Спасителя. В качестве близкой аналогии нашей картине можно сослаться на вышедшую из мастерской Беллини композицию Благословляющий Спаситель с четырьмя святыми из венецианской Академии (инв. 181); отличие от работы из ГМИИ состоит лишь в том, что в венецианской картине Христос держит в левой руке не сферу, а раскрытую книгу.

Паллуккини (Pallucchini 1961) подчеркивал, что Чима да Конельяно часто писал произведения небольшого формата, среди них - Эндимион и Суд Мидаса (Национальная галерея в Парме), Святой Иероним (Пинакотека Брера в Милане; вариант находится в лондонской Национальной галерее). По мнению Колетти (Coletti 1959, р. 17), склонность Чимы к выполнению малоформатных работ указывает на связи художника с традициями миниатюры; вместе с тем в этих работах проявилась способность художника «di far grande in piccolo», то есть и в малом формате сохранять подлинно монументальное чувство формы и масштаба.

Происхождение: собр. Ф.Пурталеса, Берлин-Петербург; собр. О.Э.Браза, Петербург; после 1917 передана в Эрмитаж, откуда пост. в ГМФ; с 1928 в ГМИИ.

Выставки: 1898 Берлин. Кат., с. 56 (Чима да Конельяно ?).

Литература: Gronau 1898, S. 56 (Чима да Конельяно?); Burckhardt 1905, S. 115 (здесь и далее - Чима да Конельяно); Venturi 1915, VII/4, p. 546 al; Lasareff 1957, p. 46-47 ill.; Coletti 1959, p. 83, 107, tav. 69; Pallucchini 1961, p. 187; Menegazzi 1981, p. 111-112, fig. 98; Humfrey 1983, p. 129-130, pl. 106b; Кат. ГМИИ 1986, с. 189; Маркова 1992, с. 131 ил.; Путеводитель ГМИИ 1994, с. 100; Guidebook 1995, р. 99; Кат. ГМИИ 1995, с. 133 ил.; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 172.

Сайты Музея