МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

ЧИМА ДА КОНЕЛЬЯНО

школа

МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ

Рубеж XV-XVI веков

холст (перевод с дерева), масло по темперной подготовке

43 х 35 см

Инв.: 92

На обороте холста надпись: Переложилъ съ дерева на холстъ 1872 году. А.Сидоровъ.

Первоначальная деревянная основа была цельной, с вертикальным направлением волокон древесины. Нимбы вокруг головы Мадонны и Младенца обозначены позолотой. Небольшие участки реставрационной ретуши. Живопись под слоем слегка пожелтевшего загрязненного лака.

Реставрация: 1946 (ГМИИ, А.Т.Корина) - красочный слой промыт от загрязнения и покрыт лаком.

Образ Девы Марии, держащей на коленях Младенца, пришел в Италию из византийского искусства и получил широкое распространение в живописи XV-XVI веков; предназначавшиеся для частных заказчиков небольшие картины выполняли роль молельного образа.

В картине из ГМИИ одеяние Мадонны выдержано в традиционном колористическом ключе и построено на сочетании красного цвета (платье) и синего (плащ).

В прошлом приписывалась Джованни Беллини. Бернсон (Berenson 1916) отнес ее к творчеству Чимы да Конельяно. Эту атрибуцию разделял Лазарев (Lasareff 1957) и датировал работу рубежом XV-XVI веков. Менегацци (Мепеgazzi 1981) также приписывал Чиме да Конельяно, а Паллуккини (устно, 1970-е) - его последователю, Джироламо ди Бернардино да Удине.

Группа Мадонны с Младенцем почти точно совпадает с центральным мотивом композиции Чимы да Конельяно Мадонна с Младенцем, Святой Кристиной и Святым Франциском из частного собрания в Нивагаарде, Копенгаген (Humfrey 1983, pl. 34). Близкой аналогией к картине из ГМИИ является Мадонна с Младенцем из Городского музея в Падуе (д., м. 59 х 43,5; Da Bellini a Tintoretto 1991, p. 85, № 20 ill.), опубликованной в каталоге музея как работа венецианского художника конца XV - начала XVI века, предположительно Джироламо ди Бернардино да Удине. В пользу авторства этого мастера высказывались Бернсон, а также Палуккини (оба - устно), приписавший ему и картину из ГМИИ. Обе работы очень близки между собой, хотя уровень исполнения московской несколько выше.

Живописное и колористическое решение картины из ГМИИ указывает на связь ее автора с кругом Беллини. Можно предположить, что названные работы восходят к неизвестному оригиналу Джованни Беллини. В этом случае весьма интересным представляется факт соединения в картине из ГМИИ художественных приемов и типологических черт, восходящих одновременно и к Беллини и к Чиме да Конельяно, двум мастерам, которые в начале XVI века возглавляли ведущие живописные мастерские Венеции, находившиеся между собой в постоянном творческом контакте. В публикуемой здесь работе этот известный факт получает весьма наглядное подтверждение. Старые авторы, в частности Карло Ридольфи, отмечали, что «Чима да Конельяно был одним из первых подражателей Беллини, которому удалось приблизиться к его манере» (Ripropongono il Conegliano tra primi imitatori del Bellino approsimandosi molto alla di lui maniera. - Ridolfi 1648, I,p. 76-78).

Происхождение: 1850-е приобр. А.В.Станкевичем в Италии; 1917 от Е.В.Габричевской (Москва) пост. в РМ; с 1924 в ГМИИ.

Выставки: 1915 Москва. Кат., № 5 (Джованни Беллини); 1972 Дрезден. Кат., № 3 (Чима да Конельяно).

Литература: Некрасов 1915, с. 11 ил. (Джованни Беллини); Berenson 1916, р. 189-190 (здесь и далее - Чима да Конельяно); Кат. ГМИИ 1948, с. 85; Кат. ГМИИ 1957, с. 147; Lasareff 1957, р. 44, 46, 52 ill.; Кат. ГМИИ 1961, с. 194; Musée de Moscou

1963,p. 40-41 ill; Путеводитель ГМИИ с. 60 ил.; Путеводитель ГМИИ 1980, с. 22; Menegazzi 1981, р. 144, fig. 196 (приписывает Чиме да Конельяно); Humfrey 1983, р. 180, pl. 35а (Чима да Конельяно); Кат. ГМИИ 1986, с. 189 (Чима да Конельяно ?); Da Bellini a Tintoretto 1991, p. 85 (Джироламо ди Бернардино да Удине?); Маркова 1992, с. 124 ил. (Венецианский мастер начала XVI века); Путеводитель ГМИИ 1994, с. 100 (здесь и след. - связывается с именем Чимы да Конельяно); Guidebook 1995, с. 99; Кат. ГМИИ 1995, с. 84 ил. (Круг Джованни Беллини); Путеводитель ГМИИ 1998, с. 172 (связывается с именем Чимы да Конельяно).

Сайты Музея