СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО С МАЛЕНЬКИМ ИОАННОМ КРЕСТИТЕЛЕМ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

КОРОНА, ЛЕОНАРДО

СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО С МАЛЕНЬКИМ ИОАННОМ КРЕСТИТЕЛЕМ

Рубеж XVI-XVII веков

холст, масло

97 x 119 см

Инв.: 2489

Холст полотняного плетения, дублирован. Живопись под слоем слегка потемневшего загрязненного лака. На обороте бумажная наклейка с инвентарным номером картины и надписью: Пальма Джоване. Св. Семейство (копия).

Поступила в ГМИИ как работа Якопо Пальмы Младшего с вопросом; считалась также копией с картины этого мастера. В 1950-е - начале 1960-х годов картину пытались связать с кругом ранних произведений Якопо Тинторетто, с мастерской Пальмы Младшего, а также приписать Доменико Джингореццо. Лазарев (устно, 1930-е) склонялся в пользу авторства Антонио Карнео; это мнение ученый в осторожной форме («а это не Карнео?») повторил позднее, в 1972 году, в заметках на полях рецензируемой им рукописи каталога итальянской живописи. Независимо от Лазарева эту идею высказал также Бриганти (устно, 1974). Паллуккини (устно, середина 1960-х) указал, что картина написана в Венеции на рубеже XVI-XVII веков. Настоящая атрибуция принадлежит автору каталога. Полотно из собрания ГМИИ отличается весьма высоким художественным уровнем. Леонардо Корона, который в ранние годы внимательно изучал произведения Тициана, в зрелый период творчества принадлежал к плеяде живописцев позднеманьеристического направления, сохранявших верность традициям Якопо Тинторетто. Это подтверждал Боскини (Boschini 1674), называвший Корону «прилежным учеником Тинторетто и конкурентом Пальмы Младшего» (...fu molto osservatore e studioso del Tintoretto, grand'emulo e concorrente di Palma. - Цит. no: Pallucchini 1981, p. 48).

Среди произведений мастера преобладают работы большого размера, выполненные для венецианских церквей. В качестве аналогии картине из ГМИИ можно сослаться на композиции Вход Христа в Иерусалим в церкви Сан Джулиано и Коронование терновым венцом в Сан Джованни ин Брагора (Pallucchini 1981, fig. 107, 109). В этих полотнах обращает на себя внимание сходный типаж фигур, распределение светотени и пастозная манера письма с характерным длинным мазком; все эти черты находят аналогии и в московской картине.

Происхождение: одно время находилась в Эрмитаже; 1929 из ГМФ пост. в ГМИИ.

Выставки: 1990-1991 Токио-Киото-Фукуока-Саппоро. Кат., № 44 (Венецианский мастер конца XVI - начала XVII века).

Литература: Кат. ГМИИ 1986, с. 42 (здесь и след. - Венецианский мастер конца XVI - начала XVII века); Кат. ГМИИ 1995, с. 89 ил.

Сайты Музея