КОСТА, ЛОРЕНЦО
ДВОЕ МУЖЧИН У КОЛОННЫ
Фрагмент композиции. Основа - доска тополя толщиной 18 мм; покороблена, вдоль правого и левого краев опилена, волокна древесины направлены горизонтально. С оборота основа слегка стесана, внизу паз от врезной шпонки. Состояние живописи хорошее; на отдельных участках под красочным слоем отчетливо просматривается авторский рисунок. На обороте красная сургучная печать с гербом, девизом: IN DEO SPES MEA... (внизу) и частично сохранившейся надписью: ПЕЧ ТАМ.., а над изображением шлема буквы ГАА (возможно, печать таможни). Внизу ярлык Отдела по делам музеев и охраны памятников искусства и старины при Народном комиссариате по просвещению: Неизв. итал. худ. нач. XVI в./ Фрагмент/ влад. гр. Шереметев/ част. № 237/ инв. № 21097.
Считалась произведением итальянской школы начала XVI века, с таким определением поступила в ГМИИ; затем считалась работой круга Бартоломео Монтаньи. Дзери (Zeri 1964/65; 1976) определил авторство Лоренцо Косты, указав при этом на близость приписываемым художнику двум фрагментам, один из которых хранится в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе, Мэриленд (инв. 37.476), другой - в Художественном музее «Крайслер» в Норфолке, Виргиния (ранее - в частном собрании во Флоренции: см.: Longhi 1956, р. 182, fig. 425-427; в публикации Дзери - как находящиеся в антикварной продаже в Нью-Йорке: см.: Zeri 1964/65).
Упомянутые фрагменты в прошлом определялись по-разному. Бернсон (Berenson 1932, р. 484; 1936, р. 416), в частности, называл имя Эрколе де'Роберти. Авторство Лоренцо Косты впервые предложил Лонги и датировал их 1488 годом (Longhi 1956, р. 182). Поначалу Лонги считал, что они составляли пределлу со сценами из жизни Наборре и Феличе, святых покровителей Милана и Лоди, чей культ получил распространение также в Эмилии, и в частности в Болонье. Лишь позднее Лонги признал в них эпизоды из истории Сусанны, поддержав, таким образом, версию, впервые выдвинутую Дзери (Zeri 1964/65). Варезе также опубликовал данные фрагменты как работы Лоренцо Косты, датировал их около 1487 года, а в определении сюжета вернулся к первой версии, назвав их сценами из жизни Святых Наборре и Феличе (Varese 1967, р. 17, 63, fig. 9a). Диана (Diana 1986) также относил пределлу к периоду работы Косты в Болонье и датировал 1488-1490 годами.
В своей ранней публикации Дзери (Zeri 1964/65) впервые связал работу из ГМИИ с двумя известными ранее фрагментами, однако продолжал придерживаться прежней трактовки сюжета. По поводу датировки он разделял мнение Лонги, относя их к 1488 году, и отмечал влияние Леон Баттисты Альберти в решении архитектурного фона композиции и Эрколе де'Роберти в изображении фигур. Произведение, сюжетом которого, очевидно, служит история Сусанны, относится к периоду работы Лоренцо Косты в Болонье, куда художник переселился в 1483 году. Он работал для правителя Болоньи Джованни II Бентивольо вплоть до 1506 года.
Таким образом, можно предположить, что горизонтальная композиция со сценами из истории Сусанны, со временем распиленная на части, первоначально служила передней стенкой кассоне, либо вставкой для какого-то другого предмета мебели. Сравнительно небольшой размер произведения делает маловероятным предположение о том, что оно могло предназначаться для украшения стенных панелей. Хранящийся в ГМИИ фрагмент первоначально находился слева от центральной композиции и, возможно, являлся частью сцены, изображавшей сад Сусанны; справа нашему фрагменту соответствовали две другие стоящие фигуры и аналогичный мотив архитектурного фона (фрагменты из Музея Уолтерса в Балтиморе и из Музея «Крайслер» в Норфолке).
Происхождение: приобр. в Италии П.П.Вяземским в середине XIX века, находилась в усадьбе Остафьево под Москвой (собр. Вяземских-Шереметевых); 1930 из Музея-усадьбы «Остафьево» передана в ГМИИ.
Литература: Zeri 1964/65, р. 90, fig. 12 (здесь и далее - Лоренцо Коста); Zeri 1976, I, № 146, р. 218-219; Путеводитель ГМИИ 1980, с. 19; Альбом ГМИИ 1981, № 21 ил.; Diana 1986, р. 50, tav. 32b; Кат. ГМИИ 1986, с. 98, 231, ил. 8; Zeri 1988b, p. 312; Альбом ГМИИ 1989а, № 107 ил.; Альбом ГМИИ 19896, № 87 ил.; Квятковская 1990, с. 177, ил. 184; Маркова 1992, с. 106 ил.; Путеводитель ГМИИ 1994, с. 93; Guidebook 1995, р. 93; Кат. ГМИИ 1995, с. 98 ил.; Маркова 1995, с. 192; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 161.