КРЕЩЕНИЕ ХРИСТА
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

КОЦЦАРЕЛЛИ, ГВИДОЧЧО ДИ ДЖОВАННИ (?)

КРЕЩЕНИЕ ХРИСТА

Около 1486

холст (перевод с дерева), темпера

112 x 64 см

Инв.: 140

По всей видимости, фрагмент композиции. Судя по отпечаткам первоначальной деревянной основы в красочном слое, можно утверждать, что волокна древесины были направлены горизонтально. По-видимому, картина была обрезана со всех сторон, особенно по верхнему и нижнему краям, а также с левой стороны. Позолота с тисненым орнаментом на нимбах; позолота также на кресте Иоанна Предтечи, на чаше в его руке и лучах, идущих от голубя. Потемневшие тонировки по горизонтальным трещинам старой основы; слева внизу у изображения ног Христа след прорыва холста. Живопись под слоем потемневшего загрязненного лака.

На ленте в руке Иоанна Предтечи традиционная надпись: ANGNIVS. DEI. EC... (Се Агнец Божий).

На обороте холста надпись: Переложена с дерева на холстъ 1889 года. А.Сидоровъ.

Евангельский сюжет: Мф. 3:13-17; Мк. 1: 9-11; Лк. 3:21-22; Ин. 1:29-34.

Тема получила широкое распространение в итальянской живописи эпохи Возрождения. Согласно традиции, Христос в сцене Крещения изображался в центре, по одну сторону от него на берегу реки помещалась фигура Иоанна Крестителя, а по другую - группа ангелов, держащих одежды Христа.

В собрании Хомякова считалась работой неизвестного мастера сиенской школы; в музей поступила под именем Коццарелли в соответствии с предположением Муратова (1910).

Картина из собрания ГМИИ с небольшими изменениями повторяет центральную часть датируемой 1486 годом композиции Коццарелли Крещение Христа из церкви Сан Бернардино в Синалунге (Van Marie 1937, XVI, fig. 212). Однако манера исполнения нашей работы в целом отличается большей мягкостью живописной проработки и напоминает скорее произведения Маттео ди Джованни, последователем которого Коццарелли являлся.

Происхождение: 1880-1898 приобр. Д.А.Хомяковым в Италии; 1901 дар Хомякова (Москва) в РМ; с 1924 в ГМИИ.

Архивные материалы: Список собрания Хомякова 1901, № 2 (Сиенская школа начала XVI века).

Литература: Кат. РМ 1901, с. 33, № 404 (здесь и в других каталогах РМ до 1910 - Неизвестный мастер сиенской школы начала XVI века); Илл. кат. РМ 1901, с. 6, № 324, табл. 2; Отчет РМ 1901, с. 60; Кат. РМ 1903, с. 42, № 409; Кат. РМ 1908, с. 78, № 715; Кат. РМ 1909, с. 78, № 720; Кат. РМ 1910, с. 77, № 720 (Неизвестный мастер начала XVI века); Муратов 1910, с. 3-4 ил. (приписывается Гвидоччо Коццарелли); Кат. РМ 1912, с. 94, № 6 (здесь и в других кат. РМ до 1915 - Сиенская школа начала XVI века, Гвидоччо Коццарелли); Кат. РМ 1913, с. 101, № 6; Crowe, Cavalcasene 1914, V, p. 186 (Коццарелли); Кат. РМ 1915, с. 206, 220, № 574; Кат. ГМИИ 1957, с. 73 (здесь и далее - Коццарелли); Кат. ГМИИ 1961, с. 101; Путеводитель ГМИИ 1980, с. 18; Кат. ГМИИ 1986, с. 98 (здесь и далее - Коццарелли ?); Маркова 1992, с. 97 ил.; Путеводитель ГМИИ 1994, с. 93; Guidebook 1995, р. 93; Кат. ГМИИ 1995, с. 98-99 ил.; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 161.

Сайты Музея