КРИВЕЛЛИ, ВИТТОРЕ
МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ И СВЯТЫМИ
Полиптих из пяти частей
Около 1480
113х190 (с обрамлением); центральная композиция: 105х41,5; боковые части - 105х34,5 (каждая)
Инв.: 212
Основы створок - доски пихты; паркетированы; волокна древесины направлены вертикально. В разных местах трещины основы и небольшие утраты красочного слоя, восполненные реставрационной ретушью. Фон, нимбы и украшения выполнены позолотой и частично гравированы.
В центре полиптиха Мадонна, со стоящим на ее коленях Младенцем (в руке Христа - держава, увенчанная крестом), восседает на троне с короной на голове как Царица Небесная; раскрытая книга рядом с ней - Книга Премудрости Соломона; в центре, у ее ног, лежит большое «гранатовое яблоко», под лопнувшей кожурой которого видно множество зерен; гранат здесь не только христианский символ страданий Христа и Воскресения, но и символ Церкви, то есть единства многих под одним началом. По правую руку от Мадонны изображены Святой Антоний аббат с книгой (без традиционных атрибутов - посоха и свиньи) и Святой Николай, держащий епископский (пасторский) посох (но без митры) и книгу с лежащими на ней тремя золотыми шарами.
По левую руку от Мадонны представлены Святой Христофор с посохом из пальмового дерева и Младенцем Христом на плече и святая с книгой и пальмовой ветвью - общими для многих святых атрибутами, а также с короной на голове, позволяющей предполагать, что это изображение Святой Екатерины Александрийской.
В Румянцевский музей поступил как «запрестольный иконостас венецианской школы Мурано». Муратов (1910) считал работой падуанской школы. Романов (устно) приписывал Бартоломео Виварини. Авторство Витторе Кривелли определил Лазарев (устно), и под этим именем памятник был занесен в инвентарную книгу музея.
Полиптих из собрания ГМИИ является одним из центральных произведений Витторе Кривелли раннего периода наряду с такими, как находившаяся ранее в собрании Байер в Нью-Йорке Мадонна с Младенцем и ангелами (Papetti 1997, № 1), и другая композиция на ту же тему, принадлежавшая английскому консулу в Венеции Джону Стрейнджу (Papetti 1997, № 4), известная также по офорту из Музея Коррер в Венеции (инв. 1337). В названных работах встречаются мотивы, использованные и в московском полиптихе. Ранний период творчества Витторе Кривелли, до 1460 года, отмечен близостью манере Антонио Виварини; особенно это заметно в решении боковых частей алтарной композиции из ГМИИ, где фигуры святых замкнуты в себе и существуют изолированно. Дзери (Zeri 1961; 1992а) указывал также на стилистическую и типологическую связь с работами Франческо де Франчески и Джорджо Скьявоне. Именно традициям муранской школы автор нашего полиптиха обязан особым чувством декоративной выразительности, стремлением соединить пластические достижения Ренессанса с почти «готическим» увлечением орнаментальностью и красочностью. В работах Витторе Кривелли часто можно видеть образ Мадонны, сидящей на мраморном троне на фоне небольшой инкрустированной ниши, изображение мраморного пола и богато орнаментированных тканей. Плод граната, запечатленный на переднем плане центральной композиции, следует рассматривать не только как дань иконографической традиции, но и как проявление особого эстетического чувства. Интерес к подобным мотивам определял творчество старшего брата Витторе, Карло Кривелли, нередко помещавшего на переднем плане своих картин с изображением Мадонны и Младенца плоды нарочито преувеличенных размеров.
Московский полиптих представляет большой интерес как образец раннего творчества художника. Что же касается работ Витторе Кривелли зрелого периода, а именно находящихся в Марках многочастных алтарных композиций (в церкви Сант Агостино в Toppe ди Пальме, Палаццо Комунале в Сант Элпидио и Городской галерее в Сан Северино), то в них верность основным принципам ранних лет соединилась уже с более широким освоением ренессансного опыта.
Указывая на трудности датировки полиптиха из ГМИИ, Дзери (Zeri 1961; 1992а) полагал, что он был исполнен еще в Далмации. В этой связи представляет интерес подпись на гравюре с картины из собрания Стрейнджа: VICTOR.DE.CRIBELLIS./ VENET.PINXIT. Содержащееся здесь указание на венецианское происхождение художника может объясняться тем, что он работал вдалеке от Венеции, в Далмации.
Происхождение: между 1886 и 1898 приобр. Д.А. Хомяковым в Италии (предположительно в лавке антиквара Онганьи на площади Сан Марко в Венеции); 1901 дар Хомякова (Москва) в РМ; с 1924 в ГМИИ.
Архивные материалы: Список собрания Хомякова 1901, № 4 (Школа Мурано, середина XV века).
Литература: Кат. РМ 1901, с. 37, № 446 (здесь и в других кат. РМ до 1908 - «Запрестольный иконостас венецианской школы Мурано»); Илл. кат. РМ 1901, №364, табл. 13; Отчет РМ 1901,c.6l,№ 10; Кат. РМ 1903, с. 46, № 451; Кат. РМ 1908, с. 83, № 758; Кат. РМ 1909, с. 83, № 763; Кат. РМ 1910, с. 83, № 763 (Неизвестный мастер начала XVI века); Муратов 1910, с. 7-9 ил. (Падуанская школа XV века); Кат. РМ 1912, с. 93, № 2 (здесь и далее - Школа Бартоломео Виварини); Кат. РМ 1913, с. 100, № 2; Кат. РМ 1915, с. 205, 218, № 558; Путеводитель музея 1934, с. 49; Кат. ГМИИ 1948, с. 42 (здесь и далее - Витторе Кривелли); Кат. ГМИИ 1957, с. 74-75; Кат. ГМИИ 1961, с. 103; Zeri 1961, р. 228, 229, 231-235, fig. 18, 19; Di Provvido 1972, p. 42-46, tav. 3; Dizionario Bolaffi 1973, IV, p. 81 (в разделе библиографии); Путеводитель ГМИИ 1980, с. 17; Альбом ГМИИ 1981, № 12-14 ил.; Zampetti in Dizionario biografico degli italiani, 31, 1985, p. 161; Кат. ГМИИ 1986, с. 99; Альбом ГМИИ 19896, № 84 ил.; Маркова 1992, с. 90-92 ил.; Markova 1992, р. 22, 30, 31; Zeri 1992а, р. 173-178; Путеводитель ГМИИ 1994, с. 88-89; Guidebook 1995, р. 88; Кат. ГМИИ 1995, с. 98-99 ил.; Papetti 1997, р. 98, tav. II, 199-200, № 2, 201-203, 208, 219, 224; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 152.