ПЕЙЗАЖ СО СЦЕНАМИ ИЗ ЖИЗНИ СВЯТЫХ
Предпросмотр

ДОССО ДОССИ (ДЖОВАННИ ЛУТЕРИ)

и мастерская

ПЕЙЗАЖ СО СЦЕНАМИ ИЗ ЖИЗНИ СВЯТЫХ

1530-е

холст, масло по темперной подготовке

60 х 87 см

Инв.: 2723

Холст тонкий полотняного плетения дублирован, кромки со всех сторон обрезаны. В центре и справа вверху участки кракелюра травматического происхождения в виде концентрических кругов; по характеру кракелюра на участке справа вверху, где его рисунок прерывается краем полотна, можно сделать вывод, что картина была обрезана. На это же указывают следы (трещины красочного слоя) от старого подрамника по углам. Сохранность живописи в целом хорошая, за исключением небольших потертостей, в основном на изображении пейзажа. Справа вверху пожелтевшие пятна старого (авторского) масляного связующего.

В центре изображена сцена казни Святой Екатерины, слева - стигматизация Святого Франциска и Святой Иероним, держащий в руке распятие, справа -Святой Георгий, в отдалении - Святой Христофор с Младенцем Христом. Не поддается идентификации женская фигура, возможно, с ребенком на руках, изображенная левее Святого Христофора. Небольшие сценки из жизни святых, словно затерянные среди простирающегося вдаль пейзажа, играют в композиции подчиненную роль.

До поступления в музей считалась работой неизвестного мастера. Авторство Доссо Досси определил Лазарев (Лазарев 1939; Lasareff 1941), который в своих статьях сформулировал положение о том, что картина из собрания ГМИИ представляет собой один из наиболее ранних образцов пейзажа в живописи итальянского Возрождения. Таким образом, ученый рассматривал ее как прообраз жанра, расцвет которого в западноевропейском искусстве приходится уже на XVII столетие. Лазарева поддержал Гомбрих (Gombrich 1953) и ряд других ученых.

В связи с этим интересно замечание Арслана (Arslan 1957), следующим образом выразившего свое отношение к пейзажу из ГМИИ: «Il Lasarev ha associato al gruppo qui trattato lo strano Paesaggio del museo di Mosca. L'unica opera di questa serie mirabile non conosco per visione diretta e sulla quale mi riesce diffìcile pronunciarmi; poiche, se non fosse il nome di quell'eccellente conoscitore che è il Lasarev, verrebbe da pensare a un'opera degli inizi del Mastelletta» (В названную группу Лазарев включил странный Пейзаж из московского музея. Единственная работа данной серии, которую я не видел и по поводу которой мне трудно сформулировать собственное мнение; и если бы не имя столь уважаемого знатока, как Лазарев, можно было бы думать, что это произведение раннего Мастелетты).

Высказанные много лет назад сомнения Арслана, возможно, не случайны. И хотя картина из ГМИИ давно вошла в мировую науку и признана как единственный в своем роде образец пейзажного жанра не только в творчестве Доссо Досси, но и в итальянской живописи того времени, сегодня возникают серьезные сомнения в правомерности подобной оценки. Внимательный анализ состояния сохранности полотна заставляет сделать вывод о том, что работа является вырезом, фрагментом композиции, а запечатленный на нем пейзажный мотив, возможно, был частью заднего плана. Действительно, пейзажные мотивы, на фоне которых разворачиваются религиозные и мифологические сцены, играют важную роль в работах Доссо. Это заметно уже в картинах 1510-х годов, в частности в знаменитой Цирцее из Галереи Боргезе в Риме (около 1518; Ballarin 1995, tav. 484), а также в работах Отплытие аргонавтов (Национальная галерея, Вашингтон; Ballarin 1995, tav. 479) и Три возраста (Музей Метрополитен, Нью-Йорк; Ballarin 1995, tav. 480).

Увлечение Доссо пейзажем во многом было связано с Джорджоне, чьи произведения восхищали феррарского мастера и оказали на него большое влияние. Во время поездок по разным городам Северной, а также Центральной Италии (известно, что он был во Флоренции и в Риме), Доссо значительно расширил круг своих художественных впечатлений. Следует особо отметить, что в композиции из ГМИИ, без сомнения, присутствует «северный элемент», на что указывал еще Лазарев. Пейзажные мотивы Доссо обнаруживают его связь с традицией немецкой и швейцарской графики, в частности, знакомство с произведениями мастеров дунайской школы.

Несмотря на фрагментарность, в построении картины из собрания ГМИИ видны приемы, использованные в ряде работ художника. Это Святой Иероним из частного собрания в Турине (Ballarin 1995, tav. 755), где встречается тот же организующий целое диагональный ритм и характерное противопоставление переднего плана далекому пейзажу, а также История Пана из Музея Пола Гетти в Малибу (Калифорния) и История Каллисто из Галереи Боргезе в Риме (Ballarin 1995, tav. 766,774).

В целом наша картина исполнена самим Доссо Досси; это в полной мере относится к чрезвычайно тонко написанной пейзажной дали, а также к фигуркам святых. Однако в некоторых фрагментах пейзажа на переднем плане с более ремесленным уровнем исполнения можно предположить участие кого-либо из его помощников или даже последователей. В частности, характер передачи листвы в кронах расположенных ближе к зрителю деревьев имеет мало общего с манерой письма самого Доссо Досси. Не исключено, что такое различие объясняется тем, что передний план был дополнен некоторыми мотивами для придания пейзажному фрагменту характера законченного самостоятельного произведения.

По вопросу датировки картины высказывались разные мнения. Впервые опубликовавший ее Лазарев (Лазарев 1939; Lasareff 1941), а вслед за ним Гиббоне (Gibbons 1968) датировали картину серединой 1520-х годов, Меццетти (Mezzetti 1965) относила к более позднему времени, около 1533-1534, Балларин (Ballarin 1993) - около 1529-1530 и позднее (Ballarin 1995) - около 1528 года.

Происхождение: приобр. в Италии П.П.Вяземским в середине XIX века; в усадьбе Остафьево под Москвой (собр. Вяземских-Шереметевых); 1924 (?) из Музея-усадьбы «Остафьево» пост. в Музей истории религии (Донской монастырь), Москва; с 1933 в ГМИИ (на постоянное хранение музея перешла в 1937; в инвентаре музея имеется запись: «выморочное имущество»).

Выставки: 1998-1999 Феррара-Нью-Йорк-Лос-Анджелес. Кат., № 34 ил. (Доссо Досси).

Литература: Лазарев 1939, с. 13-18. табл. III-IV (везде - Доссо Досси); Lasareff 1941, р. 128-138 ill.; Кат. ГМИИ 1948, с. 29; Francis 1950, р. 65; Gombrich 1953, р. 347-348, fig. 5 (перепечатки: 1958, р. 128-130; 1973, р. 156-177); Альбом ГМИИ 1956, с. 7, табл. 9; Кат. ГМИИ 1957, с. 53-54; Arslan 1957, р. 260 п.5; Кат. ГМИИ 1961, с. 76-77; Всеобщая история искусств 1962, с. 270; Musée de Moscou 1963, p. 42-43 ill.; Путеводитель ГМИИ 1964, с 64 ил.;Mezzetti 1965, p. 46, 102-103; Turner 1965, p. 67; Альбом ГМИИ 1966, № 11 ил.; Turner 1966, p. 136-137, 138, 142, fig. 92; Berenson 1968, I, p. 112; Gibbons 1968, p. 132, 191-192, № 47, fig. 71-72; Путеводитель ГМИИ 1980, с. 25; Альбом ГМИИ 1981, № 22 ил.; Кат. ГМИИ 1986, с. 76, ил. 14; Альбом ГМИИ 1989б, № 101 ил.; Квятковская 1990, с. 162, 178, ил. 185; Маркова 1992, с. 141; Ballarin 1993, р. 474; Путеводитель ГМИИ 1994, с 99; Faietti 1994, р. 32-33; Кат. ГМИИ 1995, с. 95 ил.; Маркова 1995, с. 192; Ballarin 1995, № 450; tav. 753-754; Guidebook 1995, p. 98; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 170-171, ил. 82; Dosso Dossi 1998, p. 194-196, № 34 ill.

Сайты Музея