МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ И МАЛЕНЬКИМ ИОАННОМ КРЕСТИТЕЛЕМ НА ФОНЕ ПЕЙЗАЖА
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

ФЛОРЕНТИЙСКИЙ МАСТЕР ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVI ВЕКА

МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ И МАЛЕНЬКИМ ИОАННОМ КРЕСТИТЕЛЕМ НА ФОНЕ ПЕЙЗАЖА

Между 1515 и 1520 годами

дерево, масло

60 x 48 см

Инв.: 1516

Основа - цельная доска тополя толщиной 24 мм, с вертикальным направлением волокон древесины; две утоньшенные поперечные (врезные сквозные) шпонки. Сохранность живописи хорошая, за исключением тонировок на инкарнате, заходящих на авторскую живопись; на других участках незначительные утраты с реставрационной ретушью. Под микроскопом различимы остатки позолоты в изображении прозрачной накидки на плечах и груди Мадонны. На обороте доски три красные сургучные печати: одна с монограммой, другая, овальная, с изображением женской фигуры в шлеме с копьем и мечом, третья, сохранившаяся частично, с остатками надписи: [ад]миралтейско...

Одно время приписывалась кругу Андреа Верроккьо; в музей поступила как работа флорентийской школы круга Джулиано Буджардини. Близкие по стилю композиции Баччи приписывала Пьеро ди Козимо (Bacci 1966, tav. 6). Против такого определения возражал Дзери (устно, 1974), полагавший, что картина принадлежит анонимному флорентийскому мастеру, другая композиция которого с изображением Мадонны с Младенцем фигурировала в 1956 году на аукционе Беллини во Флоренции (Фотоархив галереи Беллини, № 198). Эту последнюю работу ученый включал в группу произведений анонимного автора, названного им Мастером Манчестерской Мадонны (Zeri 1953, р. 15-27). Дзери приписал ему также полуфигурное изображение Мадонны с Младенцем из частного собрания во Флоренции и другое, где Мадонна представлена поколенно, из частного собрания недалеко от Цюриха (Raden bei Zurich), а также Мадонну с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем из Академии изящных искусств в Вене, картину на тот же сюжет из частного собрания в Нью-Йорке и восходящую к Микеланджело композицию Пьета из Национальной галереи старого искусства (Палаццо Барберини) в Риме (Zeri 1953, fig. 12, 14-17). Все эти работы, в которых широко используются мотивы произведений Микеланджело, представляют интерес в связи с ранним флорентийским периодом творчества мастера, оказавшего большое воздействие на современных живописцев (характерный пример - творчество художника Якопо дель Индако). В целом, круг приписанных Мастеру Манчестерской Мадонны произведений отличается невысоким художественным уровнем, вторичен по своей природе и необязательно принадлежит одному живописцу. Для них характерна вытянутость пропорций, а также использование мотивов Микеланджело в композиционном построении и в передаче пластической формы, особенно в трактовке складок (так, рисунок складок покрывала на голове Мадонны в разных работах восходит к знаменитой скульптурной группе Пьета из Собора Святого Петра в Риме).

Данный мотив встречается и в картине из собрания ГМИИ, однако этим сходство с произведениями Мастера Манчестерской Мадонны практически исчерпывается. Московская работа, значительно превосходящая их по художественному уровню, отличается как типажом, так и манерой исполнения, а фигуры лишены ярко выраженной хрупкости, удлиненности пропорций. По всей видимости, автор картины сформировался в конце XV века во Флоренции, где работали многие выдающиеся художники. Связь с ними легко прослеживается в публикуемом произведении, которое по уровню исполнения следует считать зрелой работой неизвестного нам мастера; может быть датировано между 1515 и 1520 годами. Поза Младенца восходит к Леонардо да Винчи и встречается в его ранней работе Мадонна с гвоздикой из Старой пинакотеки в Мюнхене (инв. 7779). Фигура Иоанна Крестителя имеет некоторое сходство с изображением этого святого в Тондо Дони Микеланджело. Творческие контакты связывали автора публикуемой картины с Пьеро ди Козимо, на что указывает трактовка света и характер передачи складок (Мадонна с Младенцем, Королевские собр., Стокгольм; Bacci 1975, tav. II). Особого внимания заслуживает исполненный с большим мастерством пейзажный мотив. Он свидетельствует об интересе автора картины к творчеству нидерландских и немецких живописцев, чьи работы были хорошо известны во Флоренции. Высказывалось предположение о близости пейзажа в картине из ГМИИ с фонами картин анонимного Мастера пейзажей Кресс, которого Вальдман отождествил с художником Джованни Ларчиани (Waldman 1998).

Происхождение: 1924 пост. из здания Реввоенсовета в Москве.

Литература: Кат. ГМИИ 1995, с. 128 ил. (Флорентийский мастер начала XVI века).

Сайты Музея