ФОСКИ, ПЬЕР ФРАНЧЕСКО ДИ ЯКОПО
ПОРТРЕТ КАРДИНАЛА ДЖОВАННИ САЛЬВИАТИ
Основа - доска тополя, составленная в щит из четырех частей; паркетирована, волокна древесины направлены вертикально. На живописной поверхности многочисленные изменившиеся в тоне тонировки.
Строки письма под рукой изображенного являются имитацией текста. На обороте доски вверху старая бумажная наклейка с надписью: Изъ Татищевской коллекции, № 555; внизу: красная сургучная печать с гербом.
Реставрация: 1981 (ГМИИ, В.Н.Зиновьева) - удаление потемневшего загрязненного лака. В процессе реставрации на изображении рук были удалены поздние записи, искажавшие первоначальный авторский рисунок.
Джованни Сальвиати (1488-1553) принадлежал к одному из благороднейших семейств Флоренции: он приходился племянником папе Льву X и дядей Козимо I, великому герцогу Тосканы. В 1517 году Лев X сделал его кардиналом. Джованни Сальвиати был папским легатом, выполняя ответственные дипломатические миссии при разных дворах Европы. Особенно тесные отношения связывали его с Францией: он был личным другом Франциска I, а затем и Генриха II (Moroni 1853, LXI, р. 8-10).
Портрет традиционно считался работой Франческо Сальвиати. Совпадение фамилии объясняется тем, что кардинал оказывал особое покровительство художнику; поэтому последний, чье настоящее имя было Франческо де Росси, взял имя Сальвиати. В действительности портрет принадлежит Пьеру Франческо Фоски, на что впервые указал Пинелли (Pinelli 1967). В прошлом до того как было установлено имя изображенной модели, картина фигурировала под разными названиями: Мужской портрет, Портрет писателя, Портрет прелата. Личность изображенного установила Пиллиод (Pilliod 1988). Работу из собрания ГМИИ можно сопоставить с наиболее известным из портретных изображений кардинала, написанным Себастьяно дель Пьомбо (Художественный музей Ринглинг, Сарасота; инв. SN 65). Кисти Фоски принадлежит обширная группа портретных работ, в которых он в основном развивал идеи Понтормо и Бронзино, оказавших определяющее влияние на его творчество.
В собрании графа Д.П.Татищева, где картина из ГМИИ находилась до 1845 года, как парный к ней значился Портрет музыканта, который также находился в ГМИИ (д., м. 88 х 67,7; инв. 1567), а в 1930 году был передан в Приморскую картинную галерею (инв. Ж-439). Портрет музыканта в прошлом тоже приписывался Сальвиати, пока не был определен автором каталога как работа Пьера Франческо Фоски (Маркова 1986, с. 48-49, № 12 ил.). Портрет из собрания ГМИИ исполнен в период творческой зрелости художника. Его обычно датируют концом 1540 - началом 1550-х годов, однако это несколько противоречит внешности кардинала, запечатленного еще в сравнительно молодом возрасте.
Происхождение: до 1845 собр. графа Д.П.Татищева (в его доме на Фонтанке), Петербург, по завещанию Татищева пост. в Императорские собрания (1845 коллекция, завещанная лично Николаю I, перевезена в Эрмитаж); картины распределены между разными имп. резиденциями; в инвентаре ГМИИ указано, что в 1919 году работа из Большого Кремлевского дворца передана в РМ; с 1924 в ГМИИ.
Архивные материалы: Татищев 1846, д. 74 (здесь и след. - Франческо Сальвиати); Татищев 1847, д. 108.
Выставки: 1918 Москва. Кат., № 128 (Мастер флорентийской школы XVI века, Сальвиати ?); 1972 Москва. Кат., с. 48 (Франческо Сальвиати. Портрет писателя).
Литература: Лазарев 1922, с. 3-7 ил. (здесь и далее - Франческо Сальвиати; здесь - Портрет неизвестного писателя); Кат. ГМИИ 1948, с. 72 (Мужской портрет); Кат. ГМИИ 1957, с. 126 (здесь и след. - Портрет писателя); Кат. ГМИИ 1961, с. 166; Путеводитель ГМИИ 1964, с. 70, 72 (Мужской портрет); Pinelli 1967, р. 99, tav. 24 (Пьер Франческо Фоски); Путеводитель ГМИИ 1980, с. 27 (Франческо Сальвиати. Портрет прелата); Кат. ГМИИ 1986, с. 158 (Сальвиати ? Портрет прелата); Pilliod 1988, р. 687, fig. 16 (здесь и далее - Пьер Франческо Фоски. Портрет кардинала Джованни Сальвиати); Маркова 1992, с. 170-171 ил.; Путеводитель ГМИИ 1994, с. 98-99; Guidebook 1995, р. 98; Кат. ГМИИ 1995, с. 128 ил.; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 168, 170.