ФРАНЧЕСКО РИЦЦО ДА САНТАКРОЧЕ (ФРАНЧЕСКО ДИ БЕРНАРДО ДЕ ВЕККИ)
ОБРУЧЕНИЕ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ
Обширный участок утраты с поздней записью - справа на изображении колеса, руки и частично одежды Святой Екатерины (во время реставрации не был удален). В разных местах небольшие утраты и потертости верхнего лессировочного слоя, особенно на изображении фигурки Младенца и на границе с одеждой Мадонны.
Реставрация: 1982 (ГМИИ, В.Н.Зиновьева) - удаление слоя потемневшего загрязненного позднего лака.
Святая Екатерина - христианская мученица. См. кат. № 103.
Поступила в музей как работа неизвестного мастера; атрибуция принадлежит автору каталога (Markova 1982). Существуют другие повторения этой композиции, восходящие, как принято считать, к несохранившемуся оригиналу Джованни Беллини. Среди них стилистически наиболее близки нашей композиции - из Академии деи Конкорди в Ровиго, из Галереи Эмо Каподилиста в Падуе и из собрания Поллен (Нортон-Холл) в Глостере. Композицию из Глостера Бернсон (Berenson 1957, II, р. 152, fig. 570) приписывал Франческо Риццо да Сантакроче, тогда как Хайнеман (Heinemann 1962, I, р. 69; II, fig. 672) называл автора ряда работ этой группы условным именем Амико ди Джироламо. Картина из Галереи Эмо Каподилиста в каталоге была опубликована как работа крута Сантакроче (Banzato 1988, № 31).
Франческо Риццо да Сантакроче, чье авторство в отношении картин этого типа в настоящее время принято в научной литературе, принадлежал к многочисленной семье художников, выходцев из местечка Сантакроче близ Бергамо, работавших в Венеции в середине и второй половине XVI века. Художник сформировался в мастерской Франческо ди Симоне, а в своих работах широко использовал мотивы произведений Джованни Беллини и Джорджоне (Della Chiesa 1975, р. 489-519).
Близкие типы Мадонны и Младенца встречаются в Поклонении волхвов Франческо Риццо да Сантакроче из Галереи Кверини Стампалия в Венеции (Heinemann 1962, II, fig. 667). Сходство всех названных произведений не является аргументом в пользу их принадлежности одному автору, поскольку характер работы в мастерских предполагал повторение определенных приемов разными исполнителями. Картина из ГМИИ может быть признана одной из лучших в данной группе произведений, на что указывает тонкость исполнения отдельных фрагментов. Это особенно отличает лицо Святой Екатерины, напоминающее женские типы в работах Винченцо Катены. Изображение головы Мадонны восходит к образам Андреа Мантеньи. Наиболее близок к ней вариант из Ровиго (д., м. 50 х 69; инв. 210; Della Chiesa 1975, p. 510, ill. 2), где с некоторыми изменениями повторен также мотив фона с деревом в левой части и крепостью справа. По сравнению с московским, вариант из Ровиго значительно проигрывает по уровню исполнения.
Происхождение: по-видимому, приобр. А.И.Вяземским в Италии в 1780-х; в усадьбе Остафьево под Москвой (собр. Вяземских-Шереметевых); часта, собр. в Москве; 1980 приобр. у С.С.Стахановой, Москва.
Выставки: 1982 Москва. Кат., № 476 (Школа Джованни Беллини).
Литература: Маркова 1982 в, с. 9 (Школа Джованни Беллини - Франческо Риццо да Сантакроче); Markova 1982, р. 20, fig. 6; Маркова 1992, с. 123 ил. (здесь и след. - Франческо Риццо да Сантакроче); Кат. ГМИИ 1995, с. 131 ил.