СЦИПИОН АФРИКАНСКИЙ ПРИНИМАЕТ СДАВШЕГОСЯ В ПЛЕН ЦАРЯ СИФАКСА
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

ФУНГАИ, БЕРНАРДИНО

СЦИПИОН АФРИКАНСКИЙ ПРИНИМАЕТ СДАВШЕГОСЯ В ПЛЕН ЦАРЯ СИФАКСА

Конец XV - начало XVI века

холст (перевод с дерева), темпера, позолота

66 х 166 см

Инв.: 2677

До перевода на холст деревянная основа, по-видимому, была цельной, с горизонтальным направлением волокон древесины. Позолотой с тиснением и гравировкой изображен трон Сципиона, платье Софонисбы и частично одеяния других персонажей. Обширные утраты красочного слоя по трещинам старой основы; потертости и утраты авторской живописи с потемневшими тонировками. Живопись под слоем загрязненного лака.

На обороте картины не трафаретом номер по Описи Эрмитажа 1859 года: 7176 и надпись: Переложена съ дерева на холстъ 1901 года. А.Сидоровъ. Под фигурами основных персонажей золотом нанесены их имена. В центре полотна: SCIPIO.LELIVS. SIPHAX; в левой группе: SOPHONISBA. SERVIUS МАХ; в правой группе: SCIPIO. MAX.

Парная к Великодушию Сципиона из Эрмитажа (инв. ГЭ 267).

Сюжет: Валерий Максим. Достопримечательные деяния и высказывания, III, 7; Тит Ливий. История Рима, XXX, 13-15. Римский полководец Публий Корнелий Сципион Африканский Старший (ок. 235-183 до н.э.), завоеватель Испании и Карфагена, победил в союзе с царем Восточной Нумидии Масиниссой царя Западной Нумидии Сифакса (203 до н.э.). Жена Сифакса Софонисба, дочь карфагенского царя Газдрубала, умолила покоренного ее красотой Масиниссу дать обещание избавить ее от римского плена. Масинисса, союзник Сципиона, победил Сифакса и женился на Софонисбе, чем вызвал гнев римского полководца, узнавшего об этом браке от пленного Сифакса. Чтобы не нарушить верность союзнику и спасти Софонисбу от римского плена, Масинисса послал ей яд.

В композиции изображены три эпизода. В центре - Сципион принимает побежденного Сифакса. Справа - Сципион упрекает Масиниссу за покровительство Софонисбе, дочери и жене недругов римлян. Слева - посланец Масиниссы передает Софонисбе чашу с ядом.

Сципион был особенно почитаем в эпоху Возрождения как носитель высокой морали. Образ его воплощал идеал победы не только над врагами, но и над самим собой. Соответственно, изображения на тему истории Сципиона Африканского получили широкое распространение в искусстве этого времени.

В Эрмитаже картина приписывалась мастеру умбрийской школы XV века, а затем, по определению Бенуа, считалась произведением круга Пинтуриккьо, что нашло отражение в каталоге выставки 1922 года. Шубринг (Schubring in Thieme-Becker 1916) определил как работу Фунгаи, и на его мнение ссылался Борениус (Borenius 1922); по свидетельству Липгарта (Липгарт 1928), этой атрибуции придерживался и Сирен. В ГМИИ поступила под именем Бернардино Фунгаи.

К той же серии Борениус (Borenius 1922) отнес две композиции со сценами из истории Сципиона Африканского в собрании Вудворд в Лондоне (58,8 х 70,5; 61,7 х 71,3). В настоящее время эти фрагменты с композициями Сципион Африканский направляется на Капитолий и Сципион в изгнании принадлежат частному собранию в Тоскане (Boskovits 1991); приобретены на аукционе Агнью в Лондоне, где выставлялись в 1979 году (Thos. Agnew and Sons. Old Master Painting. Recent Acquisitions. London, June 7 - July 27, 1979, lots 5, 10), в начале века находились в коллекции Сомерсет в Англии, а затем - в собрании Вудворд, где их и видел Борениус. Бернсон (Berenson 1930/31, р. 756; 1968) отнес к этой серии еще одну работу - Сципион перед римскими сенаторами, местонахождение которой неизвестно (см.: Van Marie 1937, XVI).

Вполне вероятно, что все перечисленные здесь картины, вместе с композициями из ГМИИ и Эрмитажа, могли образовывать единую серию. Считалось, что они были декором свадебных сундуков, кассоне; именно так они фигурировали на выставке 1922 года в Петербурге. Этого мнения придерживался и Дзери (устно, 1968), полагавший, что фрагменты, находившиеся одно время в собрании Вудворд, служили боковыми стенками кассоне, передняя стенка которого была украшена композицией из ГМИИ либо из Эрмитажа. В Каталоге Эрмитажа (Кустодиева 1994) парная к московской композиция названа стенкой кассоне. Однако, принимая во внимание размер произведений, было бы правильнее считать, что они составляли серию настенных панно, так называемых spallieri, широко использовавшиеся в XV веке для оформления интерьеров.

Бернардино Фунгаи сформировался под влиянием Бенвенуто ди Джованни, а также Франческо ди Джорджо Мартини. Как помощник Бенвенуто ди Джованни Фунгаи участвовал в росписи купола Сиенского собора в 1482 году. Его творчество вобрало в себя как отголоски позднеготических традиций сиенской живописи, так и новации мастеров Флоренции и Умбрии эпохи Возрождения, особенно Перуджино, Пинтуриккьо, Синьорелли.

В прошлом существовала точка зрения, согласно которой композицию из ГМИИ, равно как и парную к ней из собрания Эрмитажа, принято было относить к позднему периоду творчества Фунгаи, между 1512 и 1516 годами. Лабриола, упоминавшая их в связи с двумя композициями из частного собрания в Тосканe (Boskovits 1991), датирует работы концом XV века или самым началом XVI века, ссылаясь при этом на их сходство с композицией Стигматизация Святой Екатерины (Ораторио ди Санта Катерина, Сиена), исполненной около 1497 года. Хронология творчества Фунгаи остается не вполне ясной: известно лишь одно датированное произведение художника - Мадонна с Младенцем, ангелами и святыми из сиенской Национальной пинакотеки (инв. 431), подписанное автором и датированное 1512 годом.

Лабриола (Boskovits 1991) выдвинула весьма интересную гипотезу о возможной связи серии Фунгаи, посвященной Истории Сципиона Африканского, с рождением в 1507 году Шипионе (Сципиона) Киджи, наследника одной из влиятельных сиенских фамилий.

Происхождение: 1902 приобр. для Эрмитажа у Ф.К.Руссова (Петербург), хранителя Кабинета гравюр Имп. Эрмитажа, за 2.000 руб.; 1930 передана в ГМИИ.

Архивные материалы: Опись Эрмитажа 1859, № 7176 (Тосканско-умбрийская школа); Липгарт 1928, л. 396 (Фунгаи, со ссылкой на атрибуцию Сирена).

Выставки: 1922 Петроград. Кат., № 47 (Умбрийский художник круга Пинтуриккио); 1982 Москва. Античность. Кат., № 2 (Фунгаи. Сцены из истории Сципиона Африканского).

Литература: Кат. Эрмитажа 1907, № 1893 (здесь и далее до 1912 - Умбрийский художник XV века. Сцена из истории Сципиона Африканского (Смерть Софонисбы); номер сохр. во всех кат. Эрмитажа по 1912); Кат. Эрмитажа 1908, с. 155; Cat. Ermitage 1909, p. 67; Бенуа 1910, с. 18 (Пинтуриккио); Кат. Эрмитажа 1912, с. 141-142 (здесь и след. - Умбрийский художник XV века); Альбом Эрмитажа 1912, с. 172; Schubring in Thieme-Becker 1916, XII, S. 587 (здесь и далее - Фунгаи); Воинов 1922, с. 77; Borenius 1922, р. 189-190; Schubring 1923, S. 138, 335, № 485, Taf. CXV; Лазарев 1930, с. 19; Berenson 1930/31, p. 756; Berenson 1932, p. 211; Путеводитель музея 1934, с. 48; Berenson 1936, р. 182; Van Marie 1937, XVI, p. 481; Альбом ГМИИ 1956, С 6, табл. 3 (Стенка кассоне с изображением сцен из африканского похода римского полководца Сципиона); Кат. Эрмитажа 1958, с. 206; Кат. ГМИИ 1961, с. 192; Итальянская живопись 1964, с. 214; Berenson 1968, р. 150, 152; Pigler 1974, II, S. 424; Кат. Эрмитажа 1976, с. 148; Путеводитель ГМИИ 1980, с. 20; Vsevolozhskaya 1981, р. 271 ill.; Markova 1983, № 20-22 ill.; Vsevolozhskaya 1984, р. 231; Кат. ГМИИ 1986, с 183; Boskovits 1991, р. 38,40,41 ill.; Маркова 1992, с. 94-97. ил.; Кустодиева 1994, с. 175, № 90; Путеводитель ГМИИ 1994, с. 94; Guidebook 1995, р. 93-94; Кат. ГМИИ 1995, с. 131 ил.; Бенуа 1997, с. 14, 238' (Пинтуриккио); Путеводитель ГМИИ 1998, с. 161-162.

Сайты Музея