ПОКЛОНЕНИЕ ПАСТУХОВ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

ГАРОФАЛО (БЕНВЕНУТО ТИЗИ)

ПОКЛОНЕНИЕ ПАСТУХОВ

1530-е годы

холст (перевод с дерева), масло по темперной подготовке

242 х 151 см

Инв.: 208

Подпись справа внизу, на камне: BENVENV... GAROFALO.

Вверху на бандероли, придерживаемой ангелами, традиционная надпись: GLORIA IN EXELSIS DEO (Слава в вышних Богу).

Верх картины закруглен. Первоначальная деревянная основа была составлена в щит из нескольких досок, предположительно из четырех. По трещинам старой основы утраты авторской живописи. В разных местах изменившиеся в тоне реставрационные тонировки. По всей поверхности неравномерно потемневший загрязненный лак. Участки темного фона в верхних углах надполуциркульным завершением являются поздним дополнением. На обороте холста номер по Описи Эрмитажа 1859 года: 2157 и надпись: Переложена съ дерева на холстъ А.Митрохинымъ 1841 года. С.Петербургъ. На подрамнике бумажная наклейка с надписью: Куплена Его Светлостiю княземъ Волконскимъ министром Императорского Двора.

Сюжет из Нового завета: Лк. 2:14. «Gloria in exelsis Deo» - славословие, возглашаемое ангелами при рождении Христа.

Согласно Вазари, композиция была исполнена Гарофало в 1507 году, вскоре после возвращения из Рима, для церкви Санто Спирито в Ферраре, где она и находилась до 1819 года. К истории создания произведения относится следующий фрагмент из жизнеописания художника, где Вазари сообщает: «...он написал... еще два [алтарных образа - В.М.], помещенные в церковь Санто Спирито, на одном из которых Богоматерь в небесах с Младенцем на руках, а внизу еще несколько фигур, на другом же Рождество Христово. Работая над этими вещами, он не раз вспоминал с огромной печалью покинутый им Рим и обещал себе вернуться туда во что бы то ни стало». - Вазари 1970, IV, с. 468 (...fece ...due altre, che furono poste nella chiesa di Santo Spirito; in una delle quali è la Vergine in aria col Figliuolo in collo, è di sotto alcun altre figure; e nell'altra, la Natività di Gesù Cristo. Nel fare delle quali opere ricordandosi alcuna volta d'avere lasciato Roma, né sentiva dolore estremo, ed era risòluto per ogni modo di tornarvi... -Vasari-Milanesi 1881, VI, p. 463). В комментарии Габричевского картина из собрания ГМИИ ошибочно приводится как находящаяся в Эрмитаже.

Несмотря на то что картина относится к сравнительно раннему периоду творчества Гарофало, она обнаруживает глубокое освоение традиций классической живописи Ренессанса. Это, с одной стороны, близкий североитальянской живописи опыт Леонардо, а с другой - полученные в Риме уроки Рафаэля и Микеланджело.

После Вазари картина упоминается многими авторами XVIII-XIX веков, в частности Бризигеллой (Brisighella 1991), в его описании художественных памятников Феррары: «Il quadro dell'altare nella cappella del SS.mo su cui sta dipinta la Natività del Nostro Signore nel presepio, è opera del sopramentionato Garofalo» (Алтарная картина в капелле Сантиссимо [Сакраменто], на которой представлено Рождество Господа нашего, произведение упомянутого выше Гарофало). Указание на происхождение картины из церкви Санто Спирито содержится и в рукописном каталоге Липгарта 1928 года.

Тем более удивительно, что эти сведения остались неизвестны специалистам, писавшим о Гарофало, в частности Неппи (Neppi 1959) и Фьораванти Баральди (Fioravanti Baraldi 1977), а у Меццетти и Маттальяно картина приводится как пропавшая (Mezzetti, Mattaliano 1981). Фьораванти Баральди в монографии о творчестве художника (Fioravanti Baraldi 1977) пишет буквально следующее: «...non è possibile individuare con certezza la derivazione di questa grande pala che, tra l'altro appare opera di bottega per i modi semplificati e dimessi con cui viene interpretato il modello garofalesco, vicino allo stile del Maestro dei Dodici Apostoli» (...невозможно с уверенностью определить происхождение этой большой алтарной композиции, которая из-за упрощенной интерпретации модели Гарофало представляется работой мастерской, близкой по стилю Мастеру Двенадцати Апостолов). Таким образом, исследовательница полностью исключает авторство самого Гарофало.

В церкви Санто Спирито картина находилась в капелле Сакраменто. В 1816 году монахи, которым принадлежал монастырь, получили разрешение на продажу картины, с тем чтобы вырученные средства направить на проведение необходимых работ по реконструкции. Продажа произведения состоялась 20 марта 1818 года (Lombardi 1974, II, р. 119); покупателем был барон Камуччини из Рима (Boschini 1844, I, p. 364), который продал его в Эрмитаж.

В решении фона использованы мотивы архитектуры, виденной Гарофало в Риме; изображение лестницы и арки встречается и в других работах художника, в частности, в картине на ту же тему из Национальной галереи старого искусства в Риме (инв. 1266; Fioravanti Baraldi 1977, № 171), которая, без сомнения, уступает по уровню исполнения произведению из собрания ГМИИ.

По мнению Лукко (устно, 1997), картина была написана в 1530-е годы. Копия небольшого размера, принадлежавшая Джакомо Бамбини, находилась в Галерее Костабили (Laderchi 1840; Galleria Costabili 1871).

Происхождение: 1819 барон Камуччини из Рима приобр. у капитула церкви Санто Спирито, Феррара; 1840 через кн. Волконского (Петербург) приобр. для Эрмитажа (в рукописном кат. Липгарта указано: «барон Камуччини продал в 1840 Эрмитажу»); с 1924 в ГМИИ.

Архивные материалы: Scalabrini [1755], р. 88; Опись Эрмитажа 1859, № 2157; Липгарт 1928, л. 416.

Литература: Baratti 1770, р. 170; Scalabrini 1773, р. 175; Frizzi 1787, р. 82; Laderchi 1840, р. 4, № 292; Boschini 1844, I, p. 364; Кат. Эрмитажа 1863, с. 21, № 59 (номер сохр. во всех кат. Эрмитажа по 1916); Cat. Ermitage 1863, р. 17; Waagen 1864, S. 51, № 59; Кат. Эрмитажа 1869, с. 27; Cat. Ermitage 1869, р. 27; Galleria Costabili 1871, p. 21, № 278; Vasari-Milanesi 1881, VI, р. 46З; Penther 1883, S. 28, № 59; Кат. Эрмитажа 1885, с. 27, № 59 (номер сохр. во всех кат. Эрмитажа по 1916); Кат. Эрмитажа 1888, с. 27; Кат. Эрмитажа 1889, с. 166-167 (история приобретения картины); Cat. Ermitage 1891, p. 154; Кат. Эрмитажа 1892, с. 126; Кат. Эрмитажа 1895, с. 125; Harck 1896, S. 419; Неустроев 1898, с. 45 (ошибочно - Поклонение волхвов); Cat. Ermitage 1899, p. 127; Кат. Эрмитажа 1901, с 135, № 59; Кат. Эрмитажа 1908, с. 9; Кат. Эрмитажа 1912, с. 78-79; Альбом Эрмитажа 1912, с. 51 ил.; Кат. Эрмитажа 1916, с. 10; Berenson 1936, р. 187; Кат. ГМИИ 1957, с. 34; Neppi 1959, р. 37, 55, tav. 36 (ошибочно - как находящаяся в Эрмитаже); Кат. ГМИИ 1961, с. 48; Lombardi 1974, II, р. 119; Fioravanti Baraldi 1977, p. 164; Mezzetti, Mattaliano 1981, II, р. 114; 1983, III, p. 13; Левинсон-Лессинг 1985, с. 152; Кат. ГМИИ 1986, с. 52, ил. 15; Brisighella 1991, р. 458, 459, 462, 653; Маркова 1992, с. 138-140 ил.; Fioravanti Baraldi 1993, p. 237-238, № 171а; Путеводитель ГМИИ 1994, с. 99; Guidebook 1995, р. 98; Кат. ГМИИ 1995, с.92 ил.; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 170.

Сайты Музея