ДЖАМПЕТРИНО (ДЖОВАННИ ПЕДРИНИ или ДЖАН ПЬЕТРО РИЦЦИ)
СПАСИТЕЛЬ (SALVATOR MUNDI)
Основа - цельная доска тополя толщиной 8 мм, которая, возможно, была слегка утоньшена; по периметру - накладные деревянные планки, вверху и внизу - две глухие (врезные?) шпонки; волокна древесины направлены вертикально. Сияние вокруг головы Христа и детали одежды исполнены позолотой. Состояние сохранности авторской живописи хорошее. На обороте доски инициалы CR и корона, принадлежащие английскому королю Карлу I Стюарту.
Реставрация: 1976 (ГМИИ, В.Н.Зиновьева) - удаление слоя потемневшего загрязненного лака.
Salvator Mundi (лат. Спаситель Мира) - одно из имен Христа, применяемое к молитвенному образу, который мог предназначаться как для церкви, так и для частного поклонения. Подобный иконографический тип, представляющий Спасителя с державой в одной руке и другой рукой, поднятой в благословляющем жесте, с конца XV века получил распространение преимущественно в произведениях ломбардских мастеров. По всей видимости, он восходит к венецианским образцам середины XV века, где Христос, однако, изображался без державы.
Ранее, в собрании Мосоловых, картина из собрания ГМИИ приписывалась Леонардо да Винчи (Мосолов 1880). Романов определил авторство Джампетрино, под чьим именем картина и была записана в инвентарь музея (как Джованни Педрини (Джампетрино). Однако в соответствии с атрибуцией Лазарева, она долгое время значилась как работа Марко д'Оджоно. По-видимому, эта атрибуция основывалась на иконографическом сходстве с произведениями Марко д'Оджоно, которому принадлежат несколько картин на эту тему. Самая известная из них находится в Галерее Боргезе в Риме (инв. 435; Sedini 1989, р. 42-44, № 10). Работы, однако, существенно различаются по манере письма. На этом основании еще в начале 1970-х годов автор каталога счел необходимым вернуться к атрибуции картины Джампетрино, что нашло отражение в рукописном варианте каталога тех лет.
С именем Джампетрино связывается достаточно обширная группа стилистически близких произведений, не имеющих ни подписей, ни дат. Единственная датированная работа художника - алтарь из церкви Сан Марино в Павии (находится в Соборе города Павии). Не существует почти никаких документов, касающихся жизни художника, которого пытались отождествить, помимо Джан Пьетро Рицци (Риццо и Риччио), также с Джованни Пьетро Риццоли и с Джованни Педрини (Marani 1989, р. 33).
Иконографический тип Спасителя (Salvator Mundi) в XV веке получил распространение в нидерландской живописи, откуда, по всей видимости, перешел в работы венецианских мастеров. Благодаря Леонардо, он укоренился в ломбардской живописи (Heydenreich 1964, р. 83-109; р. 93 - гравюра ВХоллара с Леонардо), в работах его учеников.
Картина из собрания ГМИИ была исполнена как молельный образ для личного благочестия, per devozione privata, и в этом качестве в период ее нахождения в России она как бы обрела свою вторую жизнь. Около ста лет картина, считавшаяся тогда произведением Леонардо, оставалась в доме Мосоловых. Согласно семейному преданию, Н.С.Мосолов старший, державший картину в спальне, скончался, не сводя глаз с любимого образа.
Происхождение: в XVII веке собр. Карла I Стюарта, Англия; возможно, происх. из Галереи Гонзага в Мантуе, которую приобр. Карл I в 1627; по преданию, находилась в галерее Людовика XVI, разграбленной во время Великой Французской революции; в XIX веке собр. Мосоловых, Москва; 1914 дар Н.С.Мосолова в РМ; с 1924 в ГМИИ.
Литература: Андреев 1863, II, с. 221-222 (Луини); Мосолов 1880, с. 10 (здесь и далее - Леонардо да Винчи); Голос Москвы 1915, № 99 от 30.04; Кат. РМ 1915, с. 279, 281 ил. (здесь и далее - предположительно Джампетрино. Христос-отрок); Отчет РМ 1914, с. 104, 114; Некрасов 1921, с. 41; (Леонардо да Винчи); Путеводитель музея 1934, с. 50; Кат. ГМИИ 1948, с. 58 (Марко д'Оджоно); Маркова 1992, с. 114-115 ил. (здесь и след. - Джампетрино); Кат. ГМИИ 1995, с. 93 ил.