СВЯТАЯ МАРГАРИТА
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

ДЖОВЕНОНЕ, ДЖЕРОЛАМО

СВЯТАЯ МАРГАРИТА

1515-1525 годы

дерево, темпера

120 х 49 см

Инв.: 150

Основа - цельная доска тополя, паркетирована; волокна древесины направлены вертикально. Нимб, узор на ковре, одежда святой, книга и крест прописаны позолотой. В разных местах участки старых тонировок. Живопись под слоем потемневшего загрязненного лака.

Парная к инв. 148 (кат. № 62). Святая Маргарита, или Маргарита Антиохийская - легендарная дева-мученица. Атрибут святой - дракон (Kaftal 1978, col. 649-663, № 193d).

В Румянцевском музее обе работы приписывались Марко д'Оджоно, затем считались произведениями школы Гауденцио Феррари, предположительно исполненными Джироламо Джовеноне. В ГМИИ поступили как работы самого Гауденцио Феррари, и долгое время эта атрибуция была принята также многими зарубежными исследователями.

Не сомневаясь в авторстве Гауденцио Феррари, Фосс (Voss 1913) выступил с идеей, что картины из ГМИИ являлись боковыми створками триптиха, созданного Гауденцио Феррари около 1507 года для капеллы Святой Маргариты в церкви Санта Мария делле Грацие в Варалло. Центральной частью триптиха он предлагал считать Мадонну с Младенцем из Пинакотеки Брера в Милане (инв. 277; Cat. Brera 1989, p. 45-48), композиция которой, в отличие от створок из ГМИИ, является полуфигурной, поскольку работа в прошлом была обрезана снизу и по бокам. Судя по дошедшим копиям миланской картины, Мадонна на ней была представлена в рост. Фосс, в частности, ссылался на копию, находившуюся в лейпцигском Музее изобразительных искусств и утраченную во время Второй мировой войны (Cat. Brera 1989, p. 414 ill.). Известны еще две копии с нее, появлявшиеся в разное время на антикварном рынке в Англии и в Италии, в Турине (Cat. Brera 1989, p. 46). В публикации Фосса воспроизведены все три части предполагаемого триптиха. Предложенная реконструкция была поддержана рядом ученых. В их числе Каньола (Cagnola 1914), который относил работы к школе Гауденцио Феррари и полагал, что они были созданы между 1514 и 1520 годами. Того же авторства придерживались Ромерио (Romeno 1934),Тестори (Gaudenzio Ferrari 1956), Бернсон (Berenson 1968), поддержавший сделанную Фоссом реконструкцию триптиха, а также Виале (Viale 1969) и Малле (Malie 1969), предлагавший датировать створки около 1522-1523 годов.

Романо (Romano 1986) отверг принятую в течение долгого времени атрибуцию и высказался в пользу авторства Джироламо Джовеноне; эта атрибуция, возвращающая нас к определению, принятому еще в начале века в Румянцевском музее, представляется сегодня наиболее обоснованной. Романо также принадлежит идея новой реконструкции триптиха, в котором боковыми створками служат работы из ГМИИ, в то время как центральной композицией он предлагает считать Воскресение из церкви Сан Марко в Верчелли (Romano 1982).

Маркора (Marcora 1976) и Седини (Sedini 1989), опираясь на старые публикации, упоминают (в разделе утерянных произведений) композицию с изображением Святой Маргариты, которая находилась ранее в Румянцевском музее с атрибуцией Марко д'Оджоно (вторая створка не упоминается); судя по всему, это одна из двух композиций, находящихся в ГМИИ.

Происхождение: между 1886 и 1898 приобр. Д.А. Хомяковым в Италии; 1901 дар Хомякова (Москва) в РМ; с 1924 в ГМИИ.

Архивные материалы: Список собрания Хомякова 1901, № 5 (Марко д'Оджоне).

Литература: Кат. РМ 1901, с. 36, № 439 (здесь и в других кат. РМ по 1910 - Марко д'Оджоне); Илл. кат. РМ 1901, с. 9, № 357, 358; Отчет РМ 1901, с. 61; Кат. РМ 1903, с. 46, № 444, 445; Кат. РМ 1908, с. 83, № 750, 751; Кат. РМ 1909, с. 82, № 755, 756; Кат. РМ 1910, с. 82, № 755, 756; Кат. РМ 1912, с. 94, № 3, 4 (здесь и в послед. кат. РМ - Школа Гауденцио Феррари, Дж.Джовеноне ?); Кат. РМ 1913, с. 101, № 3, 4;Voss 1913, № 38, Taf. 38 (здесь и далее - Гауденцио Феррари); Cagnola 1914, р. 135-137 ill.; Кат. РМ 1915, с. 208-209, № 566, 567; Bénézit 1919, III, p. 385 (Марко д'Оджоно. Святая Маргарита); Brizio 1926, р. 112, fig. 6; Berenson 1932, p. 191 (как находящаяся в РМ); Romeno 1934, р. 10 ; Berenson 1936, р. 165; Brizio 1942, р. 208; Bénézit 1953, VI, р. 414 (Марко д'Оджоно. Святая Маргарита); Gaudenzio Ferrari 1956, p. 101 (здесь и далее - Гауденцио Феррари); Кат. ГМИИ 1957, с. 141; Кат. ГМИИ 1961, с. 186; Berenson 1968, р. 160; Malié 1969, р. 191, 192, 231, 246, 247, 251, tav. 116, 118 (как находящиеся в РМ); Viale 1969, р. 35, 183; Malié 1971, р. 207; Магсога 1976, р. 295 (Марко д'Оджоно. Святая Маргарита); Путеводитель ГМИИ 1980, с. 22 (здесь и далее - Гауденцио Феррари); Альбом ГМИИ 1981, № 24, 26 ил.; Кат. ГМИИ 1986, с. 178; Romano 1986, р. 29, 108, 111 ill. (здесь и след. - Джовеноне); Marani 1987, р. 235; Sedini 1989, р. Т74, № 80 (Марко д'Оджоно. Святая Маргарита; как ранее находившаяся в РМ); Cat. Brera 1989, p. 45, 48 (Джовеноне); Маркова 1992, с. 116-117 ил. (здесь и далее - Гауденцио Феррари); Путеводитель ГМИИ 1994, с. 97 (Святая Цецилия); Guidebook 1995, р. 97 (Святая Цецилия); Кат. ГМИИ 1995,  с. 94 ил. (Джовеноне); Bénézit 1999, X, р. 337 (Марко д'Оджоно. Святая Маргарита).

Сайты Музея