МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ И СВЯТЫМИ. РАСПЯТИЕ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

ЛИАНОРИ, ПЬЕТРО ДИ ДЖОВАННИ

МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ И СВЯТЫМИ. РАСПЯТИЕ

Полиптих из десяти частей

1440-е

дерево, темпера, позолота

160 х 173,5 см (в современной монтировке вместе с рамой)

Инв.: 1506

Подпись и дата внизу у основания трона Мадонны: PETRVS DE LIANORIS PINXIT 1440.

Размеры отдельных частей: центральная композиция - 85,5 х 49,5; верхняя композиция (Распятие) - 56,5 х 49,5. Боковые створки, нижний ряд: две крайние - 75,5 х 28,5 каждая; ближайшие к центру - 75,5 х 27,5 каждая. Боковые створки, верхний ряд: две крайние - 49 х 28,5 каждая; ближайшие к центру - 49 х 27,5 каждая.

Основа - цельные доски тополя толщиной 25 мм; волокна древесины направлены вертикально. Отдельные утраты авторской живописи, в основном на участках зеленого. В разных местах под красочным слоем хорошо просматривается нанесенный на грунт подготовительный рисунок. Орнаменты нимбов гравированы. Обрамляющая композицию темная рама поздняя, составленная в конце XIX - начале XX века.

Реставрация: 1972 (ГМИИ, В.Н.Зиновьева) - укрепление авторской живописи; удален слой сильно потемневшего загрязненного лака, сделано живописное восстановление отдельных фрагментов. Наибольшее число утрат было на зеленом пигменте, особенно по нижнему краю платья Магдалины и на подкладке плаща Мадонны.

В центре на троне - Мадонна с Младенцем на коленях держит в руке гвоздику карминного цвета, символизирующую Страсти Христовы; на шее Младенца - нитка коралловых бус: по древним повериям кораллы считались талисманом. В верхней части полиптиха, в центре - Распятие с предстоящими Марией и Иоанном Евангелистом. На вершине креста изображен пеликан в гнезде, разрывающий грудь, чтобы питать своих птенцов собственной кровью - символ жертвы Христа на кресте (кровь Христа излилась во спасение человечества). Пеликан как символ жертвенности имеет давнее происхождение: еще Плиний полагал, что он вскармливает детенышей своей плотью. Изображение этого мотива получило распространение в живописи Северной Италии в XIV-XV веках. Под крестом - череп прародителя человечества Адама, с которым в христианстве связано понятие о первородном грехе.

В нижнем ряду полиптиха, по правую руку от Мадонны - святой в епископском облачении с посохом и книгой, апостол Павел (или, возможно, Иоанн Евангелист); по левую руку - апостол Петр с ключами и книгой и святой в папском облачении с книгой. В верхнем ряду полиптиха соответственно: Святая Екатерина с пальмовой ветвью и колесом - атрибутом мученичества, Мария Магдалина с книгой и чашей, Святой Стефан с атрибутом его мученичества - камнями на голове, и Святой Франциск.

Полиптих поступил в ГМИИ под именем Пьетро Лианори и внесен в инвентарь как Петрус ди Лианорис; в инвентарной книге ГМИИ имеется запись: «шла как работа Джованни, Пьетро ди». Следует, однако, заметить, что в Путеводителе по дворцу-музею Шуваловой, откуда происходит полиптих, под именем Пьетро ди Джованни значится другая работа (см.: Коноплева 1923, с. 40, №102).

Чезаре Мальвазия (Malvasia 1678, I, р. 37-38) упоминал Пьетро Лианори в числе учеников Липпо Далмазио. В качестве самой ранней его работы биограф болонских художников называл датированную 1415 годом не дошедшую до нас композицию, изображавшую Мадонну с коленопреклоненным заказчиком, из церкви Сан Фредиано в Лукке, а также фреску 1442 года с фигурой Святого Андрея, из церкви Сайт Андреа в Болонье. Эта фреска, от которой сохранилась лишь голова святого (ныне - в сакристии церкви Сан Проколо), имела подпись, идентичную нашей. К числу ранних относится также датированная 1436 годом композиция Мадонна с Младенцем на троне из Музея Сан Джузеппе в Болонье (Benati 1997). К этому кругу немногих достоверных произведений художника, лишь частично сохранившихся до наших дней, принадлежит и полиптих из собрания ГМИИ. Стилистически он имеет много общего с другим полиптихом, помеченным 1443 годом, из Национальной пинакотеки в Болонье (Pinacoteca di Bologna 1967, p. 144, 162, № 22). Опубликованное Коттино (Cottino 1993, р.623-625) полотно с изображением Святого Христофора из Музея Пале Камоль в Ментоне датировано 1446 годом.

Будучи одним из редких подписных произведений Пьетро Лианори, видного мастера болонской живописи середины XV века, полиптих из собрания ГМИИ интересен как памятник, возникший на границе традиций запоздалой готики и новой кватрочентистской культуры. Наиболее ярко готические черты проявились в пронизанной экспрессией композиции Распятие. Грубоватая пластика фигур восходит к полихромной готической скульптуре, имевшей широкое распространение как в самой Болонье, так и в других художественных центрах Эмилии.

Происхождение: собр. графов Шуваловых в Санкт-Петербурге; 1924 пост. из Шуваловского дворца-музея, Ленинград.

Литература: Маркова 1972, № 10, с. 54-59 ил.; Кат. ГМИИ 1986, с. 107; Альбом ГМИИ 1989а, № 96 ил.; Маркова 1992, с. 83-85 ил.; Путеводитель ГМИИ 1994, с. 88-89; Guidebook 1995, р. 88; Кат. ГМИИ 1995, с. 100 ил.; Benati 1997, р. 12; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 152.

Сайты Музея