МУЖСКОЙ ПОРТРЕТ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

ЛИЧИНИО, БЕРНАРДИНО

МУЖСКОЙ ПОРТРЕТ

Около 1527-1528

холст, масло

94 х 80 см

Инв.: 3916

Дата вверху на фоне: MD. XXVIII. Ниже надпись, указывающая на возраст изображенного: ANNO AETATIS SVE. XXI; на книге надпись: F PETRARCHA Холст полотняного плетения, дублирован. Утраты авторской живописи с участками реставрационной ретуши, особенно заметные в центре на изображении одежды. В разных местах потертости красочного слоя. На обороте внизу правее середины чернилами: Anatol Zukow / № 7 1938 Moskwa; в верхнем правом углу красный номер: № 62; в левом нижнем углу на холсте красная сургучная печать со стертым оттиском.

Портрет поступил в музей как работа венецианского мастера XVI века. Авторство Личинио определила Смирнова (Smirnova 1967), приводя в качестве стилистических аналогий Портрет юноши с черепом из Музея Ашмола в Оксфорде (Vertova 1975, № 87), Портрет Стефано Нани, датированный 1528 годом, из лондонской Национальной галереи и Даму у спинета из собрания Хэмптон-Корта в Лондоне (Vertova 1975, № 56 и 45 соотв.). По мнению Вертовой, в портрете ГМИИ Личинио использовал в качестве образца Портрет Франческо Кверини Якопо Пальмы Старшего из Пинакотеки Кверини Стампалия, датируемый 1527-1528 годами (инв. 3/337; Dazzi, Merkel 1979, p. 39).

Судя по костюму и внешности мужчины, можно предположить, что это немецкий купец, каких немало было в то время в Венеции. Томик Петрарки в руке портретируемого, по мысли заказчика, должен указывать на его гуманистическую образованность.

Происхождение: 1964 приобр. у А.Жукова, Москва.

Выставки: 1970 Москва. Кат., № 42 (везде - Личинио); 1972 Москва. Кат., 42; 1973 Будапешт. Кат., с. 6, № 8.

Литература: Smirnova 1967, р. 213-214 ill. (везде - Личинио); Маркова 1970, с. 34; Vertova 1975, р. 427, № 80, 449, ill. 4; Путеводитель ГМИИ 1980, с. 24; Демская, Смирнова 1982, с. 37; Маркова 1992, с. 144 ил.; Кат. ГМИИ 1995, с 101 ил.

Сайты Музея