САЛОМЕЯ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

ЛИЧИНИО, БЕРНАРДИНО

САЛОМЕЯ

Первая половина XVI века

холст (перевод с дерева), масло

87 х 116 см

Инв.: 170

Первоначальная деревянная основа была составлена в щит из трех досок с вертикальным направлением волокон древесины. Утраты авторской живописи с изменившейся в тоне реставрационной ретушью по стыкам старой основы. След прорыва холста на участке фона над головой Саломеи. Живопись под слоем потемневшего загрязненного лака. На обороте холста надпись: переложилъ съ дерева на холстъ въ Спетербурге. Реставраторъ Ф.Табунцовъ. 1854. Года. На подрамнике внизу бумажная наклейка собрания герцога Лейхтенбергского с надписью: Giorgione 45 bis.

Евангельский сюжет: Мф. 14:6-11; Мк. 6: 21-28. В картине изображен момент, когда палач на блюде передает Саломее голову Иоанна Предтечи; за спиной Саломеи, по-видимому, Иродиада, в центре - фигура служанки.

Известен вариант композиции (д., м. 70 х 105), ведущий свое происхождение из коллекции Шиарра-Колонна в Риме, распавшейся в 1897 году. После этого картина перешла в собрание Ладзарони в Париже; в 1973 году фигурировала на аукционе Кристи в Риме (Cat. Christie's, Roma, 11 giugno 1973, lotto 169, ill.), откуда была приобретена Лувром. Опубликовавший ее Модильяни (Modigliani 1903, р. 380), предположил, что композиция была обрезана по левому краю; с тех пор это мнение утвердилось в литературе (Vertova 1975, р. 431, № 103). На наш взгляд, картина из Лувра является повторением московской работы, что объясняет сохранение в ней позы представленной слева Саломеи, обращенной к невидимому собеседнику; его изображение помещалось на утраченном фрагменте композиции.

В собрании герцога Лейхтенбергского картина из ГМИИ считалась работой Джорджоне. Кавальказелле (Crowe, Cavalcasene 1871) со ссылкой на Ваагена (Waagen 1857), отвергавшего авторство Джорджоне, опубликовал картину как поздний вариант композиции Личинио из собрания Шиарра (впоследствии - Ладзарони); Модильяни (Modigliani 1903) также относил картину к позднему периоду творчества художника.

В собрание музея поступила под именем Личинио. Арслан (Arslan in Thieme-Becker 1929) предлагал вернуть ее в список произведений художника, составленный Бернсоном, который исключил из числа работ Личинио как композицию ГМИИ, так и вариант собрания Шиарра. Лионелло Вентури, познакомившийся с картиной в подлиннике во время поездки в Петербург, назвал ее репликой картины барона Ладзарони в Париже и отнес обе к позднему периоду; свое суждение о произведениях ученый заключил уничижительным приговором, сформулированным в одной короткой фразе: «sono ambedue poverissime cose d'arte» (обе - низкого художественного уровня). Но в этих словах Вентури звучит не столько оценка произведений, сколько негативное отношение к творчеству Личинио в целом.

Московскую композицию отличает весьма высокий уровень исполнения и в этом она, несомненно, превосходит вариант Шиарра-Ладзарони. Живописные традиции венецианской Террафермы соединились здесь с открытостью опыту заальпийских мастеров, чьи произведения были широко известны на севере Италии, особенно по гравюрам. В картине из ГМИИ нашел отражение интерес Личинио к творчеству Рафаэля, окрасивший своеобразным классицизмом позднее творчество художника.

Картина гравирована в издании Пассавана (Passavant 1851) под именем Джорджоне.

Происхождение: до 1918 собр. герцогов Лейхтенбергских, Петербург-Петроград; 1918-1919 ГМФ; с 1920 в РМ; с 1924 в ГМИИ.

Литература: Verzeichniss 1829, S. 32, № 59 (здесь и далее - Джорджоне); Passavant 1851, S. 2, № 6, Taf. 6 (воспр. гравюрой); Андреев 1862, с. 231, № 5 (Джорджоне. Иродиада); Waagen 1864, S. 375 (здесь и след. - Личинио); Crowe, Cavalcasene 1871, II, р. 297 n. (Личинио); Кат. герцога Лейхтенбергского 1884, с. 6. № 16 (Джорджоне); Лейхтенбергская галерея 1884, с. 558 (Последователь Джорджоне. Усекновение главы Иоанна Предтечи); Кат. герцога Лейхтенбергского 1886, с. 6, № 16; Harck 1896, S. 429 (ссылается на картину Шиарра); Venturi 1900, р. 152; Modigliani 1903, р. 380-381 ill. (Личинио); Неустроев 1904, I, с. 33, 45; II, табл. 31 (приводит разные мнения; в табл. -Джорджоне; приводит другие мнения); L.Venturi 1912, р. 136 (здесь и далее - Личинио); Вентури 1912, с. 19; Crowe, Cavalcasene 1912, III, p. 45-189 al; Venturi 1928, IX, 3, p. 482; Arslan in Thieme-Becker 1929, XXIII, S. 193 (как находившаяся ранее в собр. герцогов Лейхтенбергских); Кат. ГМИИ 1957, с. 82; Кат. ГМИИ 1961, с. 112; Маркова 1970, с. 34; Cavalcasene, Bergamini 1973, p. 96-97 n.263; Vertova 1975, p. 426-427, p. 464, ill. 3; Путеводитель ГМИИ 1980, с. 24; Демская, Смирнова 1982, с. 37; Кат. ГМИИ 1986, с. 107-108; Маркова 1992, с. 144-145 ил. (Личинио ?); Путеводитель ГМИИ 1994, с. 101 (здесь и след. - Личинио); Guidebook 1995, р. 99; Кат. ГМИИ 1995, с. 101 ил. (Личинио ?); Путеводитель ГМИИ 1998, с. 176 (Личинио).

Сайты Музея