ЛОТТО, ЛОРЕНЦО
МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ И АНГЕЛАМИ (МАДОННА ДЕЛЬ ЛАТТЕ)
Основа - цельная доска тополя с вертикальным направлением волокон древесины; с оборота по периметру наклеены широкие деревянные планки, образующие подобие рамы, к которой крепится авторская доска. На живописной поверхности на изображении ангелов многочисленные небольшие утраты красочного слоя. Отдельные участки старой реставрационной ретуши, в частности на изображении волос Мадонны и ее ноги ниже колена, которые не были удалены во время реставрации 1981 года.
На обороте доски номер по Описи Эрмитажа 1859 года: 2394; красная сургучная печать Павла I. Вверху, на планке деревянной рамы, надпись на английском языке, выполненная черной тушью: Nothing can excell my sweet picture is undoubted by Lionardo da Vinci and only be compared with the cartoons to establisch its genuinness and to be in his grand stile... 1779.
Реставрация: 1981 (ГМИИ, В.Н.Зиновьева) - удаление поздних записей и потемневшего загрязненного лака. В результате изображение Мадонны с Младенцем дополнилось фигурами ангелов, полностью скрытых до реставрации под слоем поздней записи, зрительно продолжавшей зеленый занавес фона.
Дева Мария, грудью кормящая Младенца Христа (лат. Virgo Lactans), представляет наиболее ранний тип изображения Мадонны с Младенцем. В живописи Венеции встречается редко.
Из надписи на обороте следует, что картина находилась в Англии, где считалась работой Леонардо да Винчи. Можно предположить, что именно в XVIII веке, до того как она попала в Россию, композиция была частично закрыта записями, возможно, для придания ей большего сходства с работами великого флорентийца. В упомянутой надписи встречается дата 1779, позволяющая приблизительно установить время поступления картины в Эрмитаж.
До середины XIX века в собрании Эрмитажа значилась работой Леонардо да Винчи; затем Вааген (Waagen 1864) приписал Чезаре да Сесто. Авторство Лотто предположил Кавальказелле, включивший «разрушенную картину», связываемую тогда с именем Чезаре да Сесто, в свой известный труд по истории живописи в Северной Италии (...under the name of Cesare da Sesto, is a ruined picture still reminiscent of Lotto. - Crowe, Cavalcasene 1871; 1912). С этого момента работа упоминается практически во всех научных изданиях, посвященных творчеству художника.
По вопросу датировки произведения высказывались различные мнения. Адольфо Вентури (Venturi 1929) относил его к бергамасскому периоду Лотто, а Бернсон (Berenson 1955; то же на нем. яз.: Köln 1957) датировал около 1515 года. Эту точку зрения разделял Кароли (Caroli 1980). Боскетто (Banti, Boschetto 1953), Паллуккини в цикле лекций, прочитанных в Падуанском университете (Pallucchini 1965/66), и Мариани Канова (Pallucchini, Mariani Canova 1975) датировали около 1518 года; Бьянкони (Bianconi 1955), а вслед за ним и Смирнова (1978) - около 1518-1520.
Реставрация картины позволила по-новому подойти к вопросу ее датировки. Наиболее близкие аналогии картине из ГМИИ встречаются в работах Лотто начала 1520-х, созданных в Бергамо. Это - Святая Екатерина Александрийская из Национальной галереи в Вашингтоне (Berenson 1955, tav. 119-122, 133), а также алтарная композиция Мадонна с Младенцем, святыми и ангелами из церкви Санто Спирито в Бергамо, где отдельные фигуры летящих ангелов имеют много общего с аналогичным мотивом московской картины. Это позволяет считать, что публикуемая работа была исполнена художником в 1522-1523 годах (Markova 1981).
Творческое формирование Лоренцо Лотто, венецианца, работавшего преимущественно за пределами Венеции, происходило на пересечении различных художественных традиций. В ранний период он, в частности, питал большой интерес к творчеству Леонардо да Винчи, и наглядным подтверждением этому может служить московская картина. Внимание к творчеству Леонардо выдает группа Мадонны с Младенцем, компактность построения которой контрастирует с характером изображения ангелов, чей типаж в большей мере обнаруживает «северную» природу дарования мастера и имеет определенную связь с творчеством Корреджо. Для Лотто, воспитанного в живописных традициях Северной Италии, особую ценность представляет колористическое решение и характер светотени, необычайно подвижной, словно скользящей по поверхности форм. Именно понимание светотени принципиально отличает Лотто от Леонардо. Наш художник по-иному строит и композицию, отказываясь от придания ей глубины, пространственности и помещая фигуры на фоне занавеса. Этот прием так или иначе использован во многих известных работах Лотто. В ряде ранних произведений небольшого формата занавес сплошь закрывает фон, как это видно в картине из ГМИИ. Примером могут служить такие работы, как Портрет епископа де'Росси 1505 года из Музея Каподимонте в Неаполе (инв. 57), Портрет юноши в берете 1506-1508 годов из венского Музея истории искусства (инв. 907), а также упомянутая Святая Екатерина Александрийская из Национальной галереи в Вашингтоне, датированная 1522 годом и близкая по исполнению нашей работе.
В качестве варианта либо авторской реплики картины из собрания ГМИИ в литературе неоднократно приводилась композиция из Филадельфийского художественного музея, собр. Джонсон (инв. 194; Sweeny 1966, р. 44). В действительности это поздняя копия московской картины, исполненная уже после нанесения записей, исказивших композицию Лотто.
Происхождение: в XVIII веке в Англии; после 1779 пост. в Эрмитаж; с 1928 в ГМИИ.
Архивные материалы: Кат. Эрмитажа 1773, № 2105 (здесь и след. - Леонардо да Винчи); Кат. Эрмитажа 1797, № 801; Опись Эрмитажа 1859, № 2394 (Чезаре да Сесто); Липгарт 1928, л. 653 (Лотто).
Выставки: 1973 Будапешт. Кат., с. 6 № 9 (везде - Лотто); 1982 Киев (без кат.); 1984 Москва. Кат. 1985, I, с. 100, № 182, 104; 2001 Бергамо. Кат., с. 96-97, № И. 5.
Литература: Cat. Ermitage 1774, p. 172, № 2105 (номер вписан от руки; здесь и далее - Леонардо); Livret 1838, р. 43; Viardot 1844, р. 468; Андреев 1857, с. 38; Кат. Эрмитажа 1863, с. 25, № 76 (здесь и далее - Чезаре да Сесто; номер сохр. во всех кат. Эрмитажа по 1916); Cat. Ermitage 1863, p. 21; Waagen 1864, S. 56; Кат. Эрмитажа 1869, с. 32-33; Cat. Ermitage 1869, p. 32-33; Crowe, Cavalcasene 1871, II, р. 532 (Лоренцо Лотто); Кат. Эрмитажа 1885, с. 32-33 (здесь и далее - Чезаре да Сесто); Кат. Эрмитажа 1888, с. 32-33; Кат. Эрмитажа 1889, с. 89-90 (здесь и далее - Лотто); Cat. Ermitage 1891, p. 88; Кат. Эрмитажа 1892, с. 68; Кат. Эрмитажа 1895, с. 68; Harck 1896, S. 426-427; Неустроев 1898, с. 49-50 (повторение его картины в Бергамо); Cat. Ermitage 1899, p. 69; Кат. Эрмитажа 1901, с. 71-72; Кат. Эрмитажа 1908, с 11; Бенуа 1910, с. 67; Кат. Эрмитажа 1912, с. 119; Альбом Эрмитажа 1912, с. 133 ил.; Вентури 1912, с. 11; Crowe, Cavalcasene 1912, III, p. 430; Кат. Эрмитажа 1916, с. 11; Venturi 1929, IX/4, p. 40, fig. 32; Лазарев 1930, с. 19; Berenson 1936, p. 265; Кат. ГМИИ 1948, с. 47; Banti, Boschetto 1953, № 41; Berenson 1955, p. 48, tav. 88 (London 1956, p. 27-28 ill. 88; Kòln 1957, S. 27, Taf. 71; как находящаяся в Эрмитаже); Bianconi 1955, p. 46, tav. 48A, ill.; Кат. ГМИИ 1957, с. 83; Berenson 1957, I, p. 103; Berenson 1958, p. 106; Кат. ГМИИ 1961, с. 113; Pallucchini 1965/66; Mariani Canova 1975, p. 95, № 55 (как находящаяся в Эрмитаже); Смирнова 1978, с. 64; Caroli 1980, р. 258-259; Markova 1981, р. 146-149 ill.; Маркова 1982а, с. 177-179; Маркова 1982б, с. 26-27 ил.; Bensi 1983/85, р. 64, 96; Кат. ГМИИ 1986, с. 109 ил. 16; Маркова 1991, с. 21; Маркова 1992, с. 118-119 ил.; Путеводитель ГМИИ 1994, с. 99; Guidebook 1995, р. 98; Кат. ГМИИ 1995, с. 103 ил.; Бенуа 1997, с. 37, 241; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 170-172, ил. 82; Bergamo -L'altra Venezia 2001, p. 96-97 ill.