ЛУИНИ, БЕРНАРДИНО
МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ
Деревянная основа была цельной, с вертикальным направлением волокон древесины. Позолота на нимбах и кайме плаща Марии. Небольшие утраты красочного слоя по трещинам первоначальной основы. На обороте холста трафаретом номер по Описи Эрмитажа 1859 года: 2285 и надпись: Переложена съ дерева на холстъ, А.Митрохинымъ. 1829 Годъ. С.петербургъ.
На подрамнике черной тушью последний инвентарный номер Эрмитажа: ГЭ 84.
Реставрация: 2001 (ГМИИ, Г.М.Ерхова) - удалены поздний потемневший лак и записи.
В момент приобретения графом Италийским картина считалась работой Леонардо да Винчи. Эта атрибуция сохранялась и в Эрмитаже, где впоследствии она была приписана Бернардино Луини; под его именем поступила в ГМИИ. Харк (Harck 1896) считал картину ранним произведением мастера. Оттино делла Кьеза упоминал ее среди лучших версий данной композиции, отмечая отсутствие повторений (...una delle più alte Madonne del nostro, senza repliche. - Ottino della Chiesa 1956).
Ученик Амброджо Бергоньоне, Луини окончательно сформировался под влиянием Леонардо и мастеров, посещавших его миланскую мастерскую. Это ясно видно в восходящей к Леонардо строгой композиционной схеме картины из ГМИИ, находящей развитие в ряде работ Луини на тот же сюжет. По мнению Оттино делла Кьезы, из них наиболее близка Мадонна с Младенцем, держащим яблоко из Государственных музеев Берлина (Gemaldegalerie Berlin 1996, Kat. 217), в которой, однако, более ясно просматривается типологическая близость к Леонардо. Общая схема повторена и в ряде других работ, в том числе в картине из собраний Уолласа в Лондоне и Литта Модиньяни в Милане (Ottino della Chiesa 1956, fig. 92-93), где в решении фона присутствует мотив пейзажа. Аналогичным образом решены фигуры Мадонны и Младенца в полотне Мадонна ди Розарио из Пинакотеки Брера в Милане (инв. 289) - одной из самых известных картин Луини.
Гравирована Игнацием Себастьяном Клаубером (1753-1817) под именем Леонардо для третьего, неизданного, тома Эрмитажной галереи Лабенского.
Происхождение: 1811 дар русского посланника в Риме графа А.Я.Италинского имп. Александру I; 1829 помещена в Эрмитаж; с 1930 в ГМИИ.
Архивные материалы: Кат. Эрмитажа 1797, № 4087 (Леонардо да Винчи); Опись Эрмитажа 1859, № 2285 (здесь и след. - Луини); Липгарт 1928, л. 657.
Выставки: 1861 Петербург. Кат. № 11; 1972 Дрезден. Кат., № 27; 1979 София. Кат., №122.
Литература: Labensky 1805 (воспр. гравюрой; здесь и след. - Леонардо да Винчи); Liyret 1838, р. 72, № 37 (Леонардо да Винчи; отмечено сходство с манерой Луини); Сомов 1859, с. 35 (здесь и далее - Бернардино Луини); Кат. Эрмитажа 1863, с. 24, № 71 (номер сохр. во всех кат. Эрмитажа по 1916); Cat. Ermitage 1863, p. 20; Waagen 1864, S. 55, № 71; Кат. Эрмитажа 1869, с. 31; Cat. Ermitage 1869, p. 31; Кат. Эрмитажа 1885, с. 31; Кат. Эрмитажа 1888, с. 31; Кат. Эрмитажа 1889, с. 90; Cat. Ermitage 1891, p. 90; Кат. Эрмитажа 1892, с. 69; Кат. Эрмитажа 1895, с. 69; Harck 1896, S. 422; Неустроев 1898, с. 18; Cat. Ermitage 1899, p. 69-70; Williamson 1899, p. 135; Кат. Эрмитажа 1901, c.72; Berenson 1907, p. 251; Williamson 1907, p. 135 (отмечал, что картина сильно записана); Кат. Эрмитажа 1908, с. 10; Cat. Ermitage 1909, p. 73, № 71; Wrangell 1909, tav. 16; Альбом Эрмитажа 1912, с. 136 ил.; Кат. Эрмитажа 1912, с. 119-120; Кат. Эрмитажа 1916, с. 10; Липгарт 1928, с. 35; Лазарев 1930, с. 19; Путеводитель музея 1934, с. 50; Berenson 1936, р. 271; Кат. ГМИИ 1948, с. 48; Ottino della Chiesa 195.6, p. 81, № 76, fig. 90 (ошибочно - как находящаяся в Эрмитаже); Кат. ГМИИ 1957, с. 84; Кат. ГМИИ 1961, с.114; Путеводитель ГМИИ 1964, с. 64; Путеводитель ГМИИ 1980, с. 22; Кат. ГМИИ 1986, с. 110; Маркова 1992, с. 114 ил.; Кат. ГМИИ 1995, с. 104 ил.