РОЖДЕСТВО
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

МАЙНАРДИ, СЕБАСТЬЯНО или БАСТИАНО

РОЖДЕСТВО

Конец XV - начало XVI века

холст (перевод с дерева), темпера, позолота

79,7 х 56 см

Инв.: 4247

О характере первоначальной деревянной основы судить трудно. Отдельные детали, в частности одежд и пейзажа, прописаны позолотой. На авторской живописи многочисленные поздние записи, лишь частично удаленные во время реставрации.

Реставрация: 1980 (ГМИИ, В.Н.Зиновьева) - удаление записей и потемневшего загрязненного лака.

Евангельский сюжет: Мф. 2:1-11; Лк. 2: 1-12. Описание евангелистов не изобилует подробностями, сопровождающими изображение Рождества в живописи. Традиция, согласно которой Дева Мария представлена поклоняющейся Младенцу, возникает в конце Средневековья и отчасти связана с Откровениями Святой Бригитты; тогда же появляются изображения осла и вола.

Авторство Майнарди определено автором каталога при поступлении в музей картины, до того считавшейся работой неизвестного мастера. Композиция восходит к фреске Майнарди, написанной на фасаде виллы Орсини в местечке Броцци в окрестностях Флоренции; фреска расположена в нише, на боковых стенах которой представлены фигуры святых в рост. С небольшими изменениями та же композиция повторяется в обширной группе произведений, различающихся как по уровню исполнения, так и по типажу фигур. В их числе варианты прямоугольного формата - ранее в собрании Харрах в замке Рорау (Австрия) и в Музее Фицуильям в Кембридже (инв. 1454), а также тондо из Дрезденской картинной галереи (инв. 16), одно время приписывавшееся школе Майнарди, и другие композиции. Различия между известными вариантами трактовки данной темы касаются в основном типа лица Мадонны и характера пейзажного фона. Их автором обычно называют Майнарди, однако правильнее связывать их с мастерской Доменико Гирландайо, где работали разные живописцы, в числе которых был и наш художник.

Майнарди, один из ближайших учеников и помощников Доменико Гирландайо, нередко использовал мотивы из произведений учителя. Изображенный на фоне картины из собрания ГМИИ пейзаж с видом на город и гавань с идущим вдоль берега восточным караваном восходит к Гирландайо и встречается, в частности, в его известной композиции Поклонение пастухов из капеллы Сассетти в церкви Санта Тринита во Флоренции.

Происхождение: 1978 приобр. у Р.А.Кукушкиной, Москва.

Выставки: 1982 Москва. Кат., № 626 (Майнарди).

Литература: Маркова 1982в, с. 9 (здесь и далее - Майнарди); Маркова 1992, с. 102-103 ил.; Кат. ГМИИ 1995, с. 104 ил.

Сайты Музея