МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ, СВЯТЫМИ ЕКАТЕРИНОЙ И ХРИСТОФОРОМ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

MATTEO ДИ ДЖОВАННИ

МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ, СВЯТЫМИ ЕКАТЕРИНОЙ И ХРИСТОФОРОМ

1490-е года

дерево, темпера, позолота

66,3 х 42,7 (с авторским обрамлением)

Инв.: 116

Основа - цельная доска тополя; волокна древесины направлены вертикально. Накладная авторская рама с оборота скреплена горизонтальными планками, выполняющими роль шпонок Тисненые орнаменты с гравировкой на нимбах, платье Мадонны, рукаве одежды Екатерины и полосе по краю фона. Две вертикальные трещины по красочному слою с участками потемневшей ретуши. Участок горизонтального разрыва красочного слоя с реставрационной ретушью на изображении лица Мадонны (на левой щеке); небольшие участки реставрационной ретуши по всей поверхности. В отдельных местах сквозь красочный слой просматривается авторский рисунок. Покрывающий живопись поздний лак слегка потемнел и загрязнен.

В Румянцевском музее считалась работой Сано ди Пьетро, пока Муратов (1909) не определил ее как произведение Маттео ди Джованни.

Один из вариантов композиции, неоднократно повторенной художником. Большое число известных сегодня композиций - свидетельство того, что они пользовались широким спросом у заказчиков и потому нередко повторялись. При этом, в зависимости от условий заказа, могли меняться святые, запечатленные рядом с Мадонной. Очевидные различия в уровне художественного качества этих работ свидетельствуют о том, что они выполнялись как самим Маттео ди Джованни, так и его мастерской. Другие варианты находятся, в частности, в Институте Барбера в Бирмингеме (Pope-Hennessy 1947, р. 55), Филадельфийском художественном музее, собр. Джонсон (инв. 110), Музее изящных искусств Орлеана, Национальной пинакотеке Сиены (инв. 280, 400; Torriti 1977, р. 366, 367 ill.).

Композицию из собрания ГМИИ отличает высокий уровень исполнения. Тонкие градации светотени создают пластическую форму наподобие невысокого рельефа. Сдержанная цветовая гамма изысканна, а разнообразные декоративные детали, выполненные тисненым орнаментом по золоту, отличаются изяществом и тонкостью. Относится к позднему периоду творчества художника и может быть датирована 1490-ми годами.

Происхождение: между 1886 и 1898 приобр. Д.А. Хомяковым в Италии; 1901 дар Хомякова (Москва) в РМ; с 1924 в ГМИИ.

Архивные материалы: Список собрания Хомякова 1901, № 3 (Сано ди Пьетро).

Литература: Кат. РМ 1901, с. 33, № 405 (здесь и в поел. Кат. РМ по 1910 - Сано ди Пьетро); Илл. кат. РМ 1901, с. 6-7, табл. 3; Отчет РМ 1901, с. 60; Кат. РМ 1903, с. 42, № 410; Кат. РМ 1908, с. 78, № 716; Муратов 1909, с. 605-611 ил. (Маттео ди Джованни); Кат. РМ 1909, с. 78, № 721; Кат РМ 1910, с. 78, № 721; Кат. РМ 1912, с. 96, № 19 (здесь и далее - Маттео ди Джованни); Кат. РМ 1913, с. 103, № 19; Кат. РМ 1915, с 207, 219, № 569 ил.; Путеводитель музея 1934, с. 48; Путеводитель ГМИИ 1938, с. 93; Кат. ГМИИ 1948, с. 50; Кат. ГМИИ 1957, с. 88; Кат. ГМИИ 1961, с. 120; Кат. ГМИИ 1986, с. 117; Маркова 1992, с 82 ил.; Markova 1992, р. 29 ill; Кат. ГМИИ 1995, с 106 ил.; Путеводитель ГМИИ 1998, с 157, ил. 76.

Сайты Музея