МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ, ДЕРЖАЩИМ ГРАНАТ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

НЕРИ ДИ БИЧЧИ

МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ, ДЕРЖАЩИМ ГРАНАТ

Около 1450-1460 годов

дерево, темпера, позолота

55,5 х 33,6 см

Инв.: 128

Основа - доска тополя, утоньшенная и надставленная вверху на 45 мм; две поздние врезки: вверху - 40 мм, внизу - 35 мм. Полукруглое завершение не первично; первоначально картина имела прямоугольный формат. Нимбы, платье Мадонны и подушка гравированы по золоту. Темные участки фона в верхней части композиции подновлены; под слоем записей просматриваются едва различимые декоративные мотивы. Вдоль нижнего края на поздней вставке надпись (XIX века) готическими буквами: MARIA MATER GRATIAE.

Гранат, который держит в руке Младенец Христос, является христианским символом Воскресения (это значение восходит к древней, античной традиции), а также символом единения многих под одним началом, то есть символом Церкви.

В Румянцевском музее приписывалась Лоренцо ди Сан Северино, в ГМИИ первоначально считалась работой умбрийского мастера XV века. Авторство Нери ди Биччи определил Лазарев (устно), и эта атрибуция легла в основу публикации Мсерианц (Mseriantz 1933).

Известно несколько вариантов этой композиции Нери ди Биччи, образцом для которых служили работы Биччи ди Лоренцо. Один из них находился ранее в собрании Хан Корай в Эрленбахе (Fischel 1930, S. 18, Taf. 44). Другой вариант композиции, очень близкий, но прямоугольного формата, находится в Музее Пти-Пале в Авиньоне (д., т. 86 х 57; Laclotte, Mognetti 1987, p. 172-173, № 183). В этой работе на изображении неба видны стилизованные облака и вверху звезды; возможно, и в нашей композиции имел место сходный мотив (со временем его могла перекрыть поздняя запись на фоне). Тот же мотив встречается в композиции Мадонна с Младенцем и двумя ангелами из Кливлендского художественного музея, на которую Лаклотт ссылался как на близкую аналогию к Мадонне из Пти-Пале.

Подобные небольшие иконы в изящном обрамлении были широко распространены в XV веке и выполнялись по частным заказам. Композицию из Авиньона Лаклотт датировал около 1450-1460 годов. Предположительно к этому времени относится и вариант ГМИИ.

Происхождение: до 1919 собр. П.И. и В.А.Харитоненко, Москва; затем ГМФ; с 1921 в РМ; с 1924 в ГМИИ.

Литература: Mseriantz 1933, р. 222, 226-228 ill. (здесь и далее - Нери ди Биччи); Путеводитель музея 1934, с. 48; Кат. ГМИИ 1948, с. 57; Кат. ГМИИ 1957, с. 103; Кат. ГМИИ 1961, с. 138; Кат. ГМИИ 1986, с. 130; Маркова 1992, с. 87 ил.; Путеводитель ГМИИ 1994, с. 90; Guidebook 1995, р. 89; Кат. ГМИИ 1995, с. 107 ил.; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 154.

Сайты Музея