ВОЗНЕСЕНИЕ МАРИИ (ЧУДО ПЕРЕДАЧИ ПОЯСА МАДОННОЙ АПОСТОЛУ ФОМЕ)
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

НЕРИ ДИ БИЧЧИ

ВОЗНЕСЕНИЕ МАРИИ (ЧУДО ПЕРЕДАЧИ ПОЯСА МАДОННОЙ АПОСТОЛУ ФОМЕ)

1464-1465 года

дерево, темпера, позолота

149,5 х 185 см

Инв.: 24

Основа - доска тополя; утоньшена и паркетирована, волокна древесины направлены вертикально. Предположительно была составлена в щит из шести досок. Тисненые орнаменты на нимбах и одеждах. Позолота фона основательно подновлена. В разных местах реставрационные тонировки (в частности, полностью переписана мандорла, а также расходящиеся от нее золотые лучи). Обширные участки ретуши на изображении фигуры Иоанна Предтечи. Авторское обрамление композиции не сохранилось.

Реставрация: 1944 (ГМИИ, П.Т.Корина) - укрепление отставаний грунта; осыпи красочного слоя замастикованы и заретушированы; 1959 (ГМИИ) - убраны вздутия, выкрошки замастикованы и заретушированы, поверхность промыта от загрязнений.

Сюжет из Золотой легенды (Leg. Aur., Assunz.). Апостол Фома, который не был свидетелем чуда Вознесения на небо Девы Марии, уверовал в него, получив пояс из рук явившейся во славе Марии.

Запечатленный на картине мотив Вознесения Марии особенно привлекал флорентийских и сиенских художников эпохи Возрождения, поскольку именно в Тоскане, в соборе города Прато, хранится пояс Марии, который, согласно легенде, она передала апостолу Фоме. По правую руку от Мадонны изображены Иоанн Креститель, святой в епископском облачении (Николай?) и апостол Фома, получающий пояс; по левую - святые Юлиан, Франциск и Иероним. Рика (Richa 1755) в описании алтаря следующим образом определяет изображенных на нем святых: «Святой Иоанн, Павел, Фома, Иероним, Амвросий, Франциск».

Считалась работой неизвестного итальянского мастера XV века. Как произведение Нери ди Биччи была определена Лазаревым (устно) и Мсерианц (Mseriantz 1933), предложившей датировать его 1464-1465 годами. Нери ди Бичи исполнил несколько композиций на этот сюжет. В дневниках художника (Ricordanze 1976) его пятикратное упоминание приходится на период с 1453 по 1475 год. Только одна из работ и поныне находится на своем месте в алтаре церкви Санта Мария в Баньо ди Романья недалеко от Флоренции. Другие композиции в настоящее время хранятся в Национальной галерее Канады в Оттаве (инв. 3716; Laskin, Pantazzi 1987, р. 207-209, fìg. 9), в Филадельфийском художественном музее, собр. Джонсон (инв. 27; Sweeny 1966, р. 56); местонахождение еще одной неизвестно.

Санти в предисловии к изданию Дневников Нери ди Биччи (Ricordanze 1976) отождествил композицию из собрания ГМИИ с работой, написанной для церкви Санта Мария а Уги во Флоренции в 1464-1465 годах. Надо отметить, что Мсерианц, не будучи знакома с опубликованными позднее дневниками художника, сделала абсолютно правильное предположение относительно датировки работы, 1464-1465 годы, сославшись в качестве аналогии на композицию Санта Феличита на троне с сыновьями.

Заказчиком произведения, предназначавшегося для главного алтаря, был сер Амидео, настоятель церкви Санта Мария а Уги. В дневниках художника запись приходится на вторник 8 мая 1464 года: в ней подробно описаны общие условия заказа, в соответствии с которыми алтарь следовало исполнить в «старинной манере». Помимо основного изображения алтарь должен был включать пределлу; оговаривалась также форма рамы с архитравом и колоннами по сторонам. Как пределла, так и некогда обрамлявшая композицию рама со временем были утрачены.

Приводим целиком запись из дневника Нери ди Биччи: «[444] Вторник 8 мая 1464 года / Картина сера Амидео / Помню, как сер Амидео, ректор Санта Мария а Уги во Флоренции, заказал мне написать в старинной манере алтарную картину, предназначенную для главного алтаря этой церкви и исполненную следующим образом: пределла с круглыми канелированными колонками по сторонам и картиной посередине, сверху архитрав и большая рама без фриза, и сверху написать Вознесение Богоматери с ангелами по сторонам и с каждой стороны по три фигуры святых; Святой Фома с поясом позолоченным и написанным голубым ультрамарином; самый большой размер по ширине 4 браччо. По высоте 5 браччо, и после того, как картина была выполнена, она не поступила в продажу. 31 октября был заключен договор с упомянутым сер Амидео по поводу названной картины, которая была ему передана в законченном виде в августе месяце, дня [...] 1465 года, и согласно договору он мне должен был заплатить 1.271 сольди» ([444] Martedi a dì 8 di magg[i]o 1464/ Tavola di ser Amideo/ Ricordo ch'el detto dì tolsi a dipingere da ser Amideo rettore di Santa Maria a Ughi di Firenze una tavola d'altare fatta al'anticha penilo altare mag[i]ore della detta chiesa, c[i]oè quadra in questo modo, c[i]oè predella da pie e chollonne tonde da.llato a chanali e nel mezo el quadro e di sopra architrave e chornic[i]one senza freg[i]o e di sopra uno fogliame; nella quale o' a dipingere unAssunzione di Nostra Donna chon angeli da.llato e da ogni parte tre fighure e San Tommaso 1.271 s. 8 cholla cintola, messa tuta d'oro fine e.llavorata d'azuro oltramarino; di grandeza per.lla lar[g]heza da piè ne[l] più istremo bracc[i]a 4 e per. ll'alteza bracc[i]a 5 e fatta la tavola detta senz'à fare merchato. A dì 31 d'ottobre feci patto chol detto ser Amideo della sopradetta tavola, la quale gli rendè finita di tutto insino del mese d'aghosto a dì [...] 1465 d'achordo cho lui mi dovesse dare 1.271 s. 8. Posto deba dare a libro D a e. 116. - Цит. по: Ricordanze 1976, p. 271). В середине XVIII века работа еще находилась в церкви, где ее видел Рика (Ridia 1755); во второй половине XIX века, в период реконструкции старого центра Флоренции, церковь Санта Мария а Уги была снесена.

Происхождение: до 1917 собр. князей Гагариных, Москва; затем ГМФ; с 1924 в ГМИИ.

Выставки: 1918 Москва. Кат., № 21 (Неизвестный итальянский мастер XV века).

Литература: Vasari-Milanesi 1878, II, р. 60 (везде - Нери ди Биччи); Richa 1755, III, p. 183-184; Mseriantz 1933, p. 222, 226-228, pl. la; Кат. ГМИИ 1948, с. 57 (Явление Мадонны апостолу Фо­ме); Кат. ГМИИ 1961, с. 138; Ricordanze 1976, р. 226, 271 [444]; Кат. ГМИИ 1986, с. 130; Laskin, Pantazzi 1987, p. 209; Маркова 1992, с. 86-87 ил.; Путеводитель ГМИИ 1994, с. 90; Guidebook 1995, р. 89; Кат. ГМИИ 1995, с. 107 ил.; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 154.

Сайты Музея