ХРИСТОС, ИСЦЕЛЯЮЩИЙ БОЛЬНЫХ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

ПАЛЬМА МЛАДШИЙ (ЯКОПО НЕГРЕТТИ)

ХРИСТОС, ИСЦЕЛЯЮЩИЙ БОЛЬНЫХ

Около 1590 года

холст, масло

114 х 98 см

Инв.: 227

Холст саржевого плетения, дублирован. Живопись под слоем слегка потемневшего загрязненного лака.

Евангельский сюжет (итал. La piscina probatica): Ин. 5:1-9.

Исцеление больных происходило в субботу во время иудейского праздника в Иерусалиме около купальни у Овечьих ворот. Среди множества недужных был человек, «находившийся в болезни тридцать восемь лет». Иисус сказал ему: «Встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою, и пошел». В многофигурной композиции ГМИИ слева от Христа изображен мужчина, несущий тюк с постельными принадлежностями. Сюжет получил особое распространение в венецианской живописи XVI и XVII веков.

В собрании Барятинских считалась работой Эль Греко. Андреева-Шилейко (Schileyko-Andreyeff 1933) приписывала полотно Андреа Скьявоне. Авторство Пальмы Младшего определил Лазарев (устно, начало 1920-х) и под этим именем картина поступила в ГМИИ. Впоследствии эту атрибуцию подтвердил Морасси (устно, 1966).

Полотно из ГМИИ является авторским повторением подписной композиции из собрания Молинари Праделли в Марано ди Кастеназо близ Болоньи (х., м. 112,6 х 96; Ivanoff, Zampetti 1980, p. 496-497 ill., 531, № 24, 653 ill.). В отношении последней работы исследователи единодушно отмечают исключительное мастерство Пальмы в построении композиции, где фигуры и фрагменты архитектурных зданий, подчиненные резко уходящим в глубину перспективным линиям, составляют единое целое. Отдельные фигуры являются переработкой мотивов Якопо Тинторетто, а изображенный в глубине круглый храм напоминает о том, что своим художественным формированием Пальма был во многом обязан Риму. Московская картина совпадает практически во всех деталях с подписной композицией, отличаясь от нее несколько большими размерами, а также более приглушенной колористической гаммой, лишенной ярких насыщенных цветовых акцентов. Несмотря на это уровень ее исполнения представляется весьма высоким, что позволяет считать московскую картину работой самого Пальмы, а не его мастерской. Мазон Ринальди (Mason Rinaldi 1984), не знакомая с картиной в подлиннике, предположительно считает ее работой мастерской Пальмы и относит к более позднему, в сравнении с подписной композицией, периоду.

В коллекции Шотт в Иене ранее находилось полотно, точно совпадающее по композиции с публикуемой работой; не исключено, что это та самая картина, которая теперь принадлежит собранию Молинари Праделли (см.: Cat. Christie's, London, 11 April 1975).

Подготовительный рисунок, изображающий центральную группу картины, ранее был в собрании Рудольф в Лондоне (Cat. Sotheby's, London, 1977, p. 14, 46, lot 7, ill.).

Подписная картина обычно датируется около 1590 года, когда Пальма находился под влиянием Якопо Тинторетто и широко использовал его композиционные приемы, а также мотивы отдельных фигур. По всей видимости, к этому времени следует отнести и картину ГМИИ.

Происхождение: до 1918 собр. князей Барятинских, имение Марьино Курской губ.; затем ГМФ; с 1925 в ГМИИ.

Литература: Schileyko-Andreyeff 1933, р. 124-127 ill. (здесь и далее - Скьявоне); Путеводитель музея 1934, с. 54; Berenson 1936, р. 446; Кат. ГМИИ 1948, с. 73; Кат. ГМИИ 1957, с. 130; Berenson 1957, I, р. 160; Кат. ГМИИ 1961, с. 172; Путеводитель ГМИИ 1964, с 68; Путеводитель ГМИИ 1980, с. 24 (здесь и след. - Пальма Младший); Markova 1982, р. 22-23, fig. 18; Mason Rinaldi 1984, p. 91, № 143 (предположительно мастерская Пальмы Младшего); Raccolta Molinari Pradelli 1984, p. 47 (реплика картины из собр. Молинари Праделли); Кат. ГМИИ 1986, с. 135 (здесь и далее - Пальма Младший); Маркова 1992, с. 157, 158 ил.; Кат. ГМИИ 1995, с. 108 ил.; Barocco italiano 1995, p. 36; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 176.

Сайты Музея