ПАЛЬМА МЛАДШИЙ (ЯКОПО НЕГРЕТТИ)
СВЯТОЙ ИЕРОНИМ
Подпись слева на камне: JACOBVS PALMA.F.
Холст полотняного плетения, дублирован. Над головой Иеронима участок утраты авторского холста. По всей поверхности на небольших утратах участки потемневшей реставрационной ретуши: справа на кроне дерева и на фигуре святого - на изображении бороды, рук, правого колена. Красочная поверхность под слоем неравномерно потемневшего загрязненного лака (пятна лака особенно заметны на изображении неба).
На обороте холста надпись: Trasporté de toile par le soussigné à St.Pétersbourg en 1826. N.Patallani (Patellani ?).
Евсевий Иероним Софроний (342-420) - один из четырех западных отцов Церкви. Картина представляет распространенный тип иконографии святого, изображаемого кающимся грешником в пустыне; перед ним Распятие, рядом череп, раскрытая книга и песочные часы. Иеронима сопровождает преданный ему лев, из лапы которого, согласно легенде, он вынул занозу.
По-видимому, как предполагала Мсерианц (Mseriantz 1938), картину ГМИИ следует считать тем самым полотном, которое Пальма Младший исполнил в 1594 году и преподнес в дар герцогу Урбинскому Франческо Мария делла Ровере. К истории создания произведения относится адресованное герцогу письмо художника, отправленное из Венеции 26 ноября 1594 года, в котором он, в частности, писал: «Итак, я посылаю Святого Иеронима, который, надеюсь, Вам понравится как произведение Вашего слуги, неизменно всей душой желающего явить свою искреннюю преданность Вашей Милости» (Mandole dunque un San Girolamo, il quale supplico riverentemente che sià gradito da lei come fattura di servitore, che desidera sempre di vivo et devoto cuore mostrarsi vero et officioso osservatore di VA. Ser.ma... - Цит. по: Gronau 1936, p. 150). В ответном письме, посланном из Пезаро 7 января 1595 года, Франческо Мария делла Ровере выражал свое восхищение картиной: «...это произведение, без сомнения, являет собой свидетельство достигнутого вами мастерства» (...quest'opera...che si fa conoscere senz'altro testimonio per fattura della man vostra, corrisponde molto bene al nome, che la vostra virtù vi tiene acquistato. - Ibid.), a также послал художнику 100 скуди. Позднее, уже в XVII веке, Карло Ридольфи писал: «...и Св. Иероним, погруженный в раздумье, в размер листа, гравированный Энрико Гольцио [Хендриком Голциусом - В.М.], посвятившим его Виттории [имеется в виду скульптор Алессандро Виттория - ВМ.], что изображен на картине, посланной герцогу Франческо Урбинскому» (...e il San Girolamo in meditatione pur in folio reale inciso da Henrico Golzio, dedicato al Vittoria; di cui mandò la Pittura al Duca Francesco Maria d'Urbino. - Ridolfi 1648, II, p. 183). С урбинским двором художника связывали тесные узы, сохранявшиеся на протяжении всей его жизни. В 1564 году герцог Урбинский Гуидобальдо II делла Ровере со своим братом кардиналом Джулио и Франческо Мария делла Ровере приехал в Венецию, где обратил внимание на талант юного живописца и немедленно заказал ему портрет. С этого момента Пальма находился под непосредственным покровительством герцога, много работал для него и, проведя почти три года в Урбино, выполнял копии с картин Рафаэля и Тициана. В 1567 году для совершенствования в рисунке герцог отправил Пальму в Рим, где художник внимательно изучал фрески ватиканских Станц Рафаэля и росписи Микеланджело в Сикстинской капелле, а также знакомился с опытом работавших там маньеристов. Возвратившись в Венецию около 1570 года в возрасте примерно двадцати пяти лет, художник поступил в мастерскую Тициана, после смерти которого завершал знаменитую Пьету (Галерея Академии, Венеция), последнюю работу великого живописца.
По единодушному признанию критики, Святой Иероним принадлежит к лучшим работам зрелого периода творчества Пальмы Младшего. Манера исполнения, а также колорит, в котором доминирует насыщенный красный цвет драпировки, прикрывающей тело святого, восходят к Тициану. Изображенная в сложном ракурсе мощная фигура старца является не только данью Микеланджело и римским маньеристам, но и отражает, по мнению Паллуккини (Pallucchini 1981), интерес к графике Пармиджанино, чьи произведения, находившиеся, в частности, в коллекции Алессандро Виттория, были хорошо известны в Венеции. Как справедливо отмечал Грасси (Grassi 1968), в картине Святой Иероним Пальма во многом предвосхитил барокко с присущими этому стилю динамичными решениями.
К изображению Святого Иеронима как в живописи, так и в рисунках художник обращался неоднократно. Один из известных вариантов композиции на туже тему находится в частном, собрании Венеции, ранее в собрании Брасс (х., м.; 119 х 96; Ivanoff, Zampetti 1980, p. 592, № 400, 575 ill.). Среди рисунков следует назвать листы из Кабинета рисунков и гравюр в Уффици, Флоренция (Muraro 1953, fig. 13), из Академии Св. Луки в Риме, из Британского музея в Лондоне, из Музея изобразительных искусств в Будапеште (Fenyö 1965, p. 95).
Предположительно именно московскую композицию в 1596 году гравировал Хендрик Голциус (Bartsch 1803, 3, р. 81, № 266; Bartsch (TIB). 1980, III, р. 232, № 266 (81). Это нельзя утверждать точно, поскольку в гравюре имеются расхождения с картиной. На этом основании Штраус (Strauss 1977, № 335 ill.) предположил, что гравюра Голциуса была исполнена по не дошедшему до нас рисунку Пальмы, который видел в Венеции Карель ван Мандер. К этому мнению присоединилась и Мазон Ринальди (Mason Rinaldi 1984), поставившая под сомнение тот факт, что гравюра Голциуса была исполнена с работы из собрания ГМИИ. Однако надпись на гравюре совпадает с некоторыми документально засвидетельствованными обстоятельствами создания картины, в частности, с посвящением картины художником его другу Алессандро Виттория: «...Alexandra Victorio Insigni Statuario et Architecto... Jacobus Palma Invent. H.Goltzius sculpt. Cum Privil. Sa. С. М. Anno 1596».
Происхождение: с 1820-х, судя по надписи на обороте, находилась в Петербурге; 1928 пост. в ГМИИ из ОГПУ.
Литература: Ridolfi 1648, II, р. 184 (1837, II, р. 396); Лазарев 1930, с. 19; Путеводитель музея 1934, с 52; Mseriantz 1938, р. 38, 39, 43, ил.; Кат. ГМИИ 1948, с. 59, ил. 8; Кат. ГМИИ 1957, с. 106; Ciampi 1960, р. 6 (местонахождение не указано); Кат. ГМИИ 1961, с. 143; Fenyò 1965, р. 95; Grassi 1968, р. XXIII, tav. I; Strauss 1977, № 335 ill.; Ivanoff, Zampetti 1980, p. 546, 674, № 128 ill.; Путеводитель ГМИИ 1980, с. 24; Pallucchini 1981, p. 35, fig. 50; Кнорре 1982, с. 186, 188; Mason Rinaldi 1984, p. 96, № 174, fig. 242; Кат. ГМИИ 1986, с. 134, ил. 22; Маркова 1992, с. 155 ил.; Goltzius 1993, р. 190, № 115, 215, № 139; Кат. ГМИИ 1995, с.108-109 ил.; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 176.