ПОКЛОНЕНИЕ ПАСТУХОВ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

ПАЛЬМА МЛАДШИЙ (ЯКОПО НЕГРЕТТИ)

ПОКЛОНЕНИЕ ПАСТУХОВ

Около 1595-1600

холст, масло

147 x 123 см

Инв.: 2715

Холст сшивной (шов проходит вдоль правого края), полотняного плетения, дублирован. В отдельных местах участки изменившейся в тоне реставрационной ретуши. Потемневший загрязненный лак.

Евангельский сюжет: Лк. 2:8-18.

В прошлом считалась работой самого Пальмы Младшего (запись в инвентаре ГМИИ); в музей поступила как работа его школы. В литературе картину принято считать вариантом композиции из Старой пинакотеки в Мюнхене (инв. 910). Надо признать, что для этого нет особых оснований. Мюнхенское полотно, несколько меньшего размера (х, м. 111 х 93), представляет иное решение темы, и московская картина по существу не повторяет ни один из его мотивов. Их объединяет то, что обе работы были написаны, скорее всего, не для церквей, а по частному заказу. Это обстоятельство определяет некоторое сходство в построении композиции и передаче пространства. Художник использует высоко поднятую линию горизонта, и фигуры, показанные в сложных ракурсах, словно скользят по уходящей вверх плоскости земли. Такой прием с особой последовательностью применен в картине из собрания ГМИИ, где дано резкое перспективное сокращение от переднего плана к заднему. Пальма глубоко усваивает уроки, полученные им в Риме от мастеров маньеристического направления, в результате чего ему удается наметить в живописи принципиально новые линии, подхваченные и развитые уже в эпоху барокко, в частности, как справедливо отмечал Адольфо Вентури (Venturi 1934, IX, 7, р. 208), приехавшим в Венецию Лукой Джордано.

В нашей композиции, помимо влияния Якопо Тинторетто, важную роль сыграл опыт, почерпнутый Пальмой в творчестве Якопо Бассано, к которому восходят изображения пастухов и животных на переднем плане.

В наследии Пальмы известно несколько вариантов этого сюжета; они существенно отличаются от московского и мюнхенского прежде всего тем, что исполнены как церковные образы (Сант Андреа, Бергамо; Галерея Харрах, Вена; инв. 251).

Мазон Ринальди указала на подготовительный рисунок к картине ГМИИ, находившийся ранее в собрании Рудольф в Лондоне (Mason Rinaldi 1977, № 9).

Иванов и Дзампетти (Ivanoff, Zampetti 1980) датировали после 1585 года; Мазон Ринальди (Mason Rinaldi 1984) - около 1595-1600. Последняя датировка представляется более убедительной.

Происхождение: 1935 пост. из Музея истории религии (Донской монастырь), Москва.

Литература: Кат. ГМИИ 1957, с. 106 (здесь и далее - Пальма Младший); Кат. ГМИИ 1961, с. 144; Mason Rinaldi 1977, p. 15 (здесь и след. - как находящаяся в Эрмитаже); Cat. Sotheby's, London 1977, p. 15, 48, lot 9; Путеводитель ГМИИ 1980, с. 24; Ivanoff, Zampetti 1980, p. 540, 546, № 129, 545, № 118; 594, № 414, 660 ill. 2; Mason Rinaldi 1984, p. 96, №173, fig. 248; Кат. ГМИИ 1986, с. 134; Маркова 1992, с. 156 ил.; Кат. ГМИИ 1995, с.108-109 ил.; Cat. Phillips, London, 6 December 1995, p. 93, lot 176; Fossaluzza 1997, p. 234; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 176.

Сайты Музея