МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ И СВЯТЫМИ (СВЯТОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ)
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

ПАЛЬМА СТАРШИЙ (ЯКОПО Д'АНТОНИО НЕГРЕТТИ)

МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ И СВЯТЫМИ (СВЯТОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ)

1520-е годы

холст, масло

121 x 156 см

Инв.: 26

В XIX веке красочный слой был переведен со старого холста на новый. Фактура живописи на отдельных участках, в частности, на изображении пейзажа справа, позволяет предположить, что первоначальный авторский холст имел саржевое плетение. Картина значительно пострадала; проведенные исследования выявили два разновременных слоя записей, из которых ранний относится к XVIII веку. Эти записи сплошь перекрывают фигуры Святого Иеронима и Антония Падуанского в левой части композиции, где они не всегда совпадают с авторским рисунком; эти участки были также прописаны и в следующем столетии. Записи XVIII века видны и на фигурах Святой Екатерины и Марии Магдалины справа (одежда, рука), однако в целом они не меняют первоначального рисунка. Осуществленный в XIX веке перевод живописи на новый холст стал причиной образования новых утрат по всей поверхности; заполняющая их реставрационная ретушь частично заходит на авторский красочный слой. На лицевой стороне слева внизу красным номер по Каталогу Эрмитажа 1797 года: 596.

На обороте холста справа (не трафаретом) номер по Описи Эрмитажа 1859 года: 2318 и слева надпись: Живопись переведена со старого полотна на новое. Реставраторъ М.Сидоровъ. На верхнем бруске подрамника в середине тушью номер: 91 (по каталогам Эрмитажа).

Реставрация: 1970 (ГМИИ, В.Н.Зиновьева) - расчистка позднего потемневшего лака и записей в центре и в правой части; ретушь на местах многочисленных утрат авторской живописи. В левой части слой записей и лака остался нетронутым; 2001 (ГМИИ, С.Е.Герасимов) - удаление разновременных поздних записей по всей поверхности за исключением тех участков ретуши, под которыми не сохранилась авторская живопись; восстановление живописных утрат.

Сюжет: см. кат. № 44. По правую сторону от Мадонны представлены Святой Иероним, протягивающий Младенцу яблоко и Святой Антоний Падуанский; по левую - Мария Магдалина, положившая руку на чашу, и Святая Екатерина (?) с пальмовой ветвью.

В собрании Кроза считалась работой Пальмы Старшего; к этому времени относится воспроизводящий композицию рисунок Габриэля де Сент-Обена (Dacier 1909). Авторство самого Пальмы сохранялось за картиной в собрании Эрмитажа и в ряде публикаций прошлого века. Кроу и Кавальказелле, отмечая наличие на картине обширных поздних записей, оставляли вопрос авторства открытым: «..либо Пальма, либо всего лишь произведение его школы» (This too is much repainted and leaves us in doubt whether it was once a Palma, or is only a school-piece. - Crowe, Cavalcasene 1871; 1912). Харк (Harck 1896) считал картину оригиналом Пальмы, искаженным записями. Кроу и Кавальказелле (Crowe, Cavalcasene 1912) ошибочно указали происхождение картины из собрания герцога Лейхтенбергского, что породило в дальнейшем известную путаницу. Их ошибку повторил Гомбози (Gombosi in Thieme-Becker 1932), а затем Мариакер (Mariacher 1968), который в результате отождествил картину из ГМИИ с Поклонением волхвов, ранее находившимся в собрании герцога Лейхтенбергского, а теперь - в собрании Тиссена-Борнемисы. Бернсон (Berenson 1932; 1957) считал работой Пальмы при участии мастерской. Шпан (Spahn 1932) относил мастерской Пальмы и видел в московской композиции повторение ныне утраченного оригинала художника, тогда как Борениус (Borenius 1933) в рецензии на книгу Шпана назвал ее работой самого Пальмы. В более позднее время к мнению Шпана присоединился Ририк (Rearick 1976). Смирнова (устно, 1970) приписывала мастерской Бонифачио Питати, и эта атрибуция нашла отражение в рукописном варианте каталога собрания итальянской живописи в ГМИИ, составленного в начале 1970-х годов. Лазарев в заметках на полях того же рецензируемого им каталога (1972) уверенно высказался в пользу принадлежности картины школе Пальмы Старшего.

В собрании Британского музея в Лондоне (инв. Sloane 5237-35; Spahn 1932, Taf. LIII, Abb. 74) находится рисунок, изображающий близкую по композиции сцену Святого Собеседования. Несмотря на ряд расхождений (по-иному решена поза Младенца, Святой Иероним изображен без яблока в руке, Мария Магдалина - без чаши, в то время как другая святая, напротив, - с колесом, которого нет в нашем полотне), рисунок, несомненно, является подготовительным для картины ГМИИ. Опубликовавшие его Титце и Титце-Конрат (Tietze, Tietze-Conrat 1944) считали данный лист поздней копией с одной из работ Пальмы и указывали на связь с эрмитажной (то есть публикуемой здесь) картиной. Позднее Ририк (Rearick 1976) определил лондонский рисунок как подготовительный к несохранившейся композиции Пальмы, копией с которой, по его мнению, является картина из собрания ГМИИ.

Несмотря на то что она серьезно пострадала во время проведенной в XIX веке реставрации и перевода живописи на новую основу, ее подлинность не вызывает сомнений. На исключительные достоинства произведения указывают фрагменты, освобожденные от поздних записей, и особенно - фигура Святой Екатерины. Риландс справедливо дал картине очень высокую оценку и включил ее в группу лучших композиций Пальмы Старшего на тему Sacra Conversazione вместе с работами из Неаполя, Венеции и Вены (Rylands 1988), созданными в период наивысшей творческой зрелости мастера.

Тема Sacra Conversazione занимает в искусстве Пальмы Старшего особое место. Чаще всего он обращается к композиционному типу с фигурами в полный рост. Аналогичный картине ГМИИ характер построения с пейзажным фоном и деревом в центре, у подножия которого сидит Мадонна с Младенцем, встречается во многих работах художника, - например, в композициях из Музея истории искусства в Вене (инв. 60) и собрания Тиссена-Борнемисы (инв. 318). Пальма располагает фигуры симметрично, а дерево помещает в центре, не только используя его как важный композиционный элемент, но и подчеркивая его символический смысл как знак искупительной миссии Христа.

Тип Мадонны в картине из собрания ГМИИ, с мягким наклоном головы, особенно близок композиции из собрания Тиссена-Борнемиса, датируемой 1518-1520 годами. Поза Святого Иеронима и мощная пластика его фигуры находит аналогию в картине из Музея Каподимонте в Неаполе (инв. 84).

Суида (Suida 1934/35) датировал работу после 1520 года, Риландс (Rylands 1988) - 1522-1524 годами.

Происхождение: 1772 из собр. Кроза (Париж) приобр. для Эрмитажа; с 1924 в ГМИИ.

Архивные материалы: Кат. Эрмитажа 1773, № 993 (здесь и далее - Пальма Веккио); Кат. Эрмитажа 1797, № 596; Опись Эрмитажа 1859, № 2318 (Пальма Веккио; позднее карандашом приписано: «школы»).

Выставки: 2001 Бергамо. Кат., с. 200-201, № V. 8.

Литература: Cat. Crozat 1755, p. 27 (здесь и далее - Пальма Старший); Cat. Ermitage 1744, p. 85, № 993 (UneSte. Famille et St.Jean); Notices sur les tableaux 1828, p. 90, № 25 (Поклонение младенцу); Кат. Эрмитажа 1863, с. 29, № 91 (здесь и далее - Святой Иероним, подающий яблоко младенцу Иисусу, номер сохр. во всех кат. Эрмитажа по 1916); Cat. Ermitage 1863, p. 24; Waagen 1864, S. 61, № 92; Кат. Эрмитажа 1869, с. 40; Cat. Ermitage 1869, p. 40; Waagen 1870, S. 61, № 92; Crowe, Cavalcasene 1871, II, p. 487 (Пальма Старший или его школа; ошибочно - как находящаяся в собр. герцогов Лейхтенбергских); Penther 1883, S. 32; Кат. Эрмитажа 1885, с. 40; Кат. Эрмитажа 1888, с. 40; Кат. Эрмитажа 1889, с. 115 (здесь и далее - Пальма Старший); Cat. Ermitage 1891, p. 106; Кат. Эрмитажа 1892, с. 88; Кат. Эрмитажа 1895, с. 87-88; Harck 1896, S. 425; Не-устроев 1898, с. 48; Cat. Ermitage 1899, p. 89; Кат. Эрмитажа 1901, с. 92; Деларов 1902, с. 71; Кат. Эрмитажа 1908, с. 13; Dacier 1909, р. 7 (рис. Габриэля де Сент-Обена); Липгарт 1910, с. 19-20; Альбом Эрмитажа 1912, с. 183 ил. (здесь и след. -Мастерская Пальмы Старшего); Кат. Эрмитажа 1912, с. 147; Crowe, Cavalcasene 1912, III, p. 368, 381 n.2 (Пальма Старший ?); Кат. Эрмитажа 1916, с. 12 (Школа Пальмы Старшего); Berenson 1932, р. 409 (Пальма Старший и мастерская); Spahn 1932, S. 97,164 (Мастерская Пальмы Старшего); Gombosi in Thieme-Becker 1932, XXVI, S. 174 (здесь и далее - Пальма Старший); Borenius 1933, р. 93; Suida 1934/35, р. 89; Berenson 1936, р. 352; Gombosi 1937, р. 51; Tietze, Tietze-Conrat 1944, p. 229 (копия с картины Пальмы Старшего); Berenson 1957, I, p. 124, № 91 (Пальма Старший при участии мастерской); Mariacher 1968, р. 99 (Пальма Старший; ошибочно названа Поклонение волхвов); Rearick 1976, р. 71 (копия с картины Пальмы Старшего); Rylands 1988, р. 82 ill, 97,99,102 п.32, 230, № 62, 262 (здесь и далее - Пальма Старший); Маркова 1992, с. 132-133 ил.; Кат. ГМИИ 1995, с. 109 ил.; Bergamo -L'altra Venezia 2001, p. 200-201, № V 8.

Сайты Музея