МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

ПЕРУДЖИНО, ПЬЕТРО (ПЬЕТРО ВАННУЧЧИ)

мастерская

МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ

Первое десятилетие XVI века

холст (перевод с дерева), масло

51 x 38 см

Инв.: 2665

Позолотой в виде точек обозначен нимб над головой Мадонны; тонкой контурной линией передан орнамент у ворота платья Мадонны, по краю плаща и на поясе. Живопись под слоем позднего загрязненного, потемневшего лака. На обороте холста: Строг (в овале) 986 и надпись: Переложена съ дерева 1865 года. С.Петербургъ. A.Сидоpoff.

В собрании графов Строгановых считалась работой Пьетро Перуджино; под его именем поступила в ГМИИ. Впервые опубликовавший картину Харк (Harck 1896) отнес ее к мастерской, а Кавальказелле (Crowe, Cavalcasene 1914) приписывал одному из двух учеников Перуджино - Эузебио да Сан Джорджо или Джерино да Пистойя. Лазарев (Lasareff 1926; Лазарев 1930) признавал работой самого мастера и датировал началом 1490-х годов. Скарпеллини (Scarpellini 1984), автор монографии о творчестве Перуджино, назвал московскую картину репликой, исполненной в мастерской художника. Того же мнения придерживается и Тодини (Todini 1989).

Известны другие варианты этой композиции, исполненной в мастерской Перуджино. Один из них - в Галерее Боргезе в Риме (инв. 401; Della Pergola, 1959, p. 92, № 164, fig. 162), другой - в Музее Фицуильяма в Кембридже (инв. 120). Картина из собрания ГМИИ, несомненно, лучшая из трех.

Изображение Мадонны с Младенцем в разных вариантах часто встречается в произведениях самого Перуджино. В композиции из собрания Штеделевского художественного института во Франкфурте-на-Майне Младенец сидит на колене Мадонны; в другой - из коллекции Робилио в Бьелле - Младенец стоит на ее левом колене (Castellaneta, Camesasca 1969, № 235, 84). Мотив московской картины повторяется и в ряде алтарных работ Перуджино, где Младенец обычно представлен с другой стороны: см. полиптих в церкви Санта Мария Нуова в Фано, композицию в Палаццо Комунале в Сенигалье, Пала деи Дечемвири в Пинакотеке Ватикана. Поза Младенца повторена также в композиции из Национальной пинакотеки в Болонье (Castellaneta, Camesasca 1969, № 526, 54, 496, 50). Этот мотив, пользовавшийся особой популярностью, многократно повторялся как непосредственными учениками, так и последователями Перуджино в небольших картинах для частных заказчиков. Поскольку влияние мастера распространялось на всю Центральную Италию, нет уверенности в том, что автор картины из собрания ГМИИ происходил именно из Умбрии.

Близкая композиция, возможно, копия мастерской Перуджино, находилась в собрании великой княгини Марии Николаевны (Врангель 1913а, с. 52, № 20 - как мастерская Перуджино). Картина из собрания ГМИИ предположительно исполнена в первом десятилетии XVI века.

Происхождение: собр. графов Строгановых, Петербург; 1922 из Строгановского дворца-музея (Петроград) передана в Эрмитаж; с 1930 в ГМИИ.

Выставки: 1922 Петроград. Кат., № 44 (Перуджино).

Литература: Harck 1896, S. 432 (Мастерская Перуджино); Бенуа 1901, с. 177; табл. 104 (здесь и след. - Перуджино); Врангель 1913а, с. 52, № 20 (копия мастерской Перуджино); Venturi 1913, VII, 2, p. 567; Crowe, Cavalcasene 1914, V, p. 367 (Школа Перуджино); Lasareff 1926, p. 223-224, pl. С (здесь и далее - Перуджино); Лазарев 1930, с. 19; Путеводитель музея 1934, с. 46; Путеводитель ГМИИ 1938, с. 94; Кат. ГМИИ 1948, с. 60-61; Альбом ГМИИ 1956, с. 6, табл. 1; Кат. ГМИИ 1957, с. 108 ил.; Кат. ГМИИ 1961, с. 146 ил.; Алпатов 1963, ил. 70; Musée de Moscou 196З, p. 38-39 ill.; Путеводитель ГМИИ 1964, с. 62-63 ил.; Berenson 1968, p. 328; Castellaneta, Camesasca 1969, № 257; Antonova 1982, p. 62-63, № 23 ill.; Scarpellini 1984, p. 311 (Мастерская Перуджино); Кат. ГМИИ 1986, с. 137, ил. 13 (здесь и далее - Перуджино); Альбом ГМИИ 1988, с. 12; Альбом ГМИИ 1989а, № 85 ил.; Фейнберг, Гренберг 1989, с. 41-43 ил.; Todini 1989, р. 268 (здесь и след. - Мастерская Перуджино); Маркова 1992, с. 107 ил.; Путеводитель ГМИИ 1994, с. 95-96 ил. (здесь и след. - Перуджино); Guidebook 1995, р. 94,96 ill.; Кат. ГМИИ 1995, с. 111 ил. (Перуджино ?); Путеводитель ГМИИ 1998, с. 162-163 ил. 77 (Перуджино).

Сайты Музея