ПЕРУДЖИНО, ПЬЕТРО (ПЬЕТРО ВАННУЧЧИ)
мастерская
ОПЛАКИВАНИЕ (ПЬЕТА)
Основа - доска тополя, составленная в щит из двух частей (стык на расстоянии 13 см от левого края), паркетирована; волокна древесины направлены вертикально. Со стороны живописной поверхности видна деформация основы по сучкам древесины. Живопись под слоем загрязненного потемневшего лака.
В тексте Евангелия эта сцена следует непосредственно за Снятием с креста. Сюжет: Мф. 27:57-60; Мк 15:42-46; Лк 23:50-54; Ин. 19:38-41.
В нашей картине Христос изображен сидящим на гробнице с Девой Марией и Иоанном Евангелистом по сторонам; сзади его поддерживает Иосиф Аримафейский. Слева вдали видна Голгофа с одним крестом.
Считалась работой самого Перуджино; этой атрибуции придерживался впервые опубликовавший картину Лионелло Вентури (1912), предложив датировать ее 1498 годом. Фьокко (устно, 1960-е) приписал ученику Перуджино Андреа д'Ассизи, прозванному Андреа Индженьо. Пьетро Перуджино исполнил несколько произведений на эту тему. Картина ГМИИ восходит к композиции фрески Пьета Альбицци (135х 127), написанной Перуджино для капеллы семьи Альбицци в церкви Сан Пьер Маджоре во Флоренции. Одна из старинных флорентийских церквей, Сан Пьер Маджоре была снесена в 1785 году по распоряжению Пьетро Леопольдо, великого герцога Тосканы. Сначала фреска с фрагментом стены находилась в Палаццо Альбицци, а позднее, в 1851 году, переведена на холст. В конце XIX века произведение было продано и оказалось за рубежом; в 1932 году фреска появилась в Амстердаме, а затем - в Германии (Ponzi 1987, fig. 38). Некоторое время ее местонахождение оставалось неизвестно (Castellaneta, Camesasca 1969, № 17), пока в 1990 году Пъета Альбицци не появилась в Лондоне, где была приобретена для сберегательного банка во Флоренции (Bietti 1991).
Скарпеллини (Scarpellini 1984, р. 121, № 171) отмечал, что в данной композиции Перуджино обратился к теме, получившей распространение в творчестве художников Северной Италии, в частности, Джованни Беллини и Мантеньи.
С небольшими изменениями композиция фрески повторена Перуджино в створке полиптиха Сант Агостино (церковь Сан Пьетро, Перуджа; Castellaneta, Camesasca, 1969, № 125А). Этот композиционный мотив встречается также в одной из работ, в прошлом служивших завершением полиптиха, исполненного для церкви Сант Агостино в Перудже; с 1816 года находится в церкви Сан Пьетро в Перудже (д., т. 144 х 152; Pittura in Umbria 1983, p. 60 ill.). В несколько измененном виде он включен в композицию Оплакивания в люнете алтарного образа в церкви Санта Мария Нуова в Фано (Scarpellini 1984, №71).
Картина ГМИИ была исполнена в мастерской Перуджино, предположительно во Флоренции, где, как и в Перудже, художник держал большую мастерскую. В одном из документов, связанных с продажей фрески, временем ее создания назван 1497 год. Эта дата может служить ориентиром в датировке картины из собрания ГМИИ.
В собрании Художественной галереи Йельского университета в Нью-Хейвене (Ponzi 1987, fig. 39) находится поздняя копия данной композиции, написанная на дереве и совпадающая размерами с картиной из ГМИИ.
Происхождение: собр. вел. кн. Марии Николаевны на вилле Кварто близ Флоренции; перешла по наследству к князьям Кочубей, Петербург; затем в Эрмитаже; с 1924 в ГМИИ.
Выставки: 1922 Петроград. Кат., № 45 (Перуджино).
Литература: Вентури 1912, с. 6 (здесь и далее - Перуджино); Липгарт 1912б, с. 19-21 ил.; Venturi 1913, VII, 2, p. 567; Crowe, Cavalcasene 1914, V, p. 368 (Школа Перуджино); Путеводитель музея 1934, с. 46; Кат. ГМИИ 1948, с. 61; Кат. ГМИИ 1957, с. 108; Кат. ГМИИ 1961, с. 146; Путеводитель ГМИИ 1964, с. 63; Berenson 1968, I, p. 328; Castellaneta, Camesasca 1969, № 258 (Школа Перуджино); Путеводитель ГМИИ 1980, с. 18 (Мастерская Перуджино); Pittura in Umbria 1983, p. 60 (реплика композиции Перуджино); Кат. ГМИИ 1986, с. 137 (Школа Перуджино); Ponzi 1987, р. 178-179, fig. 38 (приписывается школе Перуджино); Маркова 1992, с. 108 ил. (здесь и след. - Мастерская Перуджино); Кат. ГМИИ 1995, с. 111 ил.