РОЖДЕНИЕ ДЕВЫ МАРИИ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

ПРОКАЧЧИНИ, КАМИЛЛО

РОЖДЕНИЕ ДЕВЫ МАРИИ

Начало XVII века

медь, масло

31,8 x 27,3 см

Инв.: 109

Сохранность авторской живописи хорошая.

На обороте на самой медной пластине вверху надпись черной тушью: Thos: Blayds (и ниже повторена еще раз); под ней овальная бумажная наклейка: № 11/500; внизу еще одна надпись черной тушью: Clemen[t] Rozevitz Ruthenus - restauravit Florentia A 1883 col. Novembri (отдельные буквы читаются не вполне отчетливо).

Реставрация: 1990 (ГМИИ, М.И.Прилуцкая) - удаление слоя загрязненного позднего лака.

В цикле сцен из жизни Девы Марии этот эпизод следует за Встречей Иоакима и Анны у Золотых ворот и предшествует Введению во храм. В Евангелии эпизод не упомянут. Сюжет в основном опирается на Золотую легенду (Leg. Aur., Natività), которая, в свою очередь, исходит из ранней апокрифической новозаветной литературы, в особенности из Протоевангелия (Книга Иакова).

В итальянской живописи эта тема становится особенно популярной в XVI веке. Согласно утвердившейся иконографической традиции, лежащая на постели Анна изображена на заднем плане; к ней с дарами приходят соседи. На переднем плане - женщины моют младенца; престарелый Иоаким, муж Анны, с изумлением взирает на новорожденную, лежащую на руках служанки.

В собрании Хомякова считалась работой Пеллегрино Тибальди, и это определение сохранялось за картиной в период ее пребывания в Румянцевском музее и позднее - в собрании ГМИИ. Лазарев (устно) выражал согласие с такой атрибуцией. В рукописном каталоге итальянской живописи музея картина отнесена болонской школе начала XVII века. Бриганти (устно, называл автором Бернардино д'Индия, а Оттани Кавина (устно, - Карло Сарачени. Сюжет картины определялся как Рождество Иоанна Предтечи. Авторство Камилло Прокаччини определено автором каталога.

По манере письма и колористическому решению, а также по уровню исполнения картина с полным правом может считаться работой этого мастера, сформировавшегося в Болонье и переехавшего в Милан уже в зрелом возрасте. Картина из ГМИИ, чья стилистика еще тесно связана с художественными традициями Болоньи, в частности с Пеллегрино Тибальди, к которому восходят позы отдельных фигур, по всей видимости, была создана в первые годы пребывания Камилло в Милане.

Та же композиция запечатлена в копии большого размера на холсте вертикального формата (350 х 194), с добавлением вверху мотива парящих в облаках четырех музицирующих ангелов (Пинакотека Брера, Милан; инв. R.C.5664). Она была опубликована Нельсон как работа мастерской Камилло Прокаччини (Neilson 1979, р. 105; Cat. Brera 1989, p. 364-365 ill.), а Бона Кастеллотти справедливо назвал ее старой копией с утраченного оригинала (Bona Castellotti 1980, p. 45 n. 12).

Собственно оригиналом является картина ГМИИ. Полагаем, однако, что в данном случае речь идет не столько о точном копировании на крупноформатном холсте небольшого по размерам оригинала ГМИИ, сколько о заимствовании анонимным автором копии самой композиционной идеи. То обстоятельство, что Рождение Девы Марии отмечалось как церковный праздник, стимулировало разработку данного сюжета в живописи. После Тридентского собора эта сцена дополнялась изображением ангелов, спускающихся с небес на облаках, - мотив, встречающийся в упомянутой копии. По всей видимости, полотно из Бреры было создано несколько позже, а его автор, возможно, не принадлежал к непосредственному окружению Камилло Прокаччини.

Данный сюжет художник разрабатывал и в рисунках. В Кунстхалле в Бремене хранится лист с атрибуцией Камилло Прокаччини (инв. 930), который лишь в некоторых мотивах совпадает с картиной ГМИИ. Другой рисунок, близкий по общей композиции и трактовке отдельных фигур, находится в Музее Ашмола в Оксфорде, где он приписывался Алессандро Тиарини.

Происхождение: судя по надписи на обороте, находилась в 1883 во Флоренции, а в XVTI веке, возможно, принадлежала Томасу Блейдсу (Thomas Blayds); 1880-1898 приобр. Д.А. Хомяковым в Италии; 1901 дар Хомякова (Москва) в РМ; с 1924 в ГМИИ.

Архивные материалы: Список собрания Хомякова 1901, № 10 (Пеллегрино Тибальди).

Литература: Кат. РМ 1901, с. 34, № 412 (здесь и далее - Пеллегрино Тибальди. Рождество Иоанна Предтечи); Отчет РМ 1901, с. 61; Кат. РМ 1908, с. 79, № 723; Кат. РМ 1909, с. 79, № 728; Кат. РМ 1910, с. 79, № 728; Кат. РМ 1912, с. 94, № 8; Кат. РМ 1913, с. 101, № 8; Кат. РМ 1915, с. 209, 220, № 573; Кат. ГМИИ 1995, с. 113 ил. (Камилло Прокаччини. Рождество Иоанна Крестителя).

Сайты Музея