ПОКЛОНЕНИЕ МАДОННЫ МЛАДЕНЦУ ХРИСТУ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

ПСЕВДО ПЬЕР ФРАНЧЕСКО ФЬОРЕНТИНО

ПОКЛОНЕНИЕ МАДОННЫ МЛАДЕНЦУ ХРИСТУ

Вторая половина XV века

дерево, темпера

96 х 58 (сверху закруглена)

Инв.: 2872

Основа - цельная доска тополя, незначительно стесанная с оборота; волокна древесины направлены вертикально. Деформация основы. Потертости живописи, особенно на участках инкарната. Нимбы выполнены позолотой с гравировкой и тисненым орнаментом.

Образ Девы Марии, поклоняющейся Младенцу, восходит к Откровениям Святой Бригитты (Бригитты Шведской). В 1370 году она посетила Вифлеем и оставила описание явившихся ей там видений Девы Марии. В итальянской живописи XV века эта тема получила распространение особенно во Флоренции. Лазарев (устно) приписывал Пьер Франческо Фьорентино, и под этим именем картина поступила в ГМИИ; Мсерианц (Mseriantz 1935) опубликовала как работу его школы.

В 1932 году Бернсон (Berenson 1932, р. 449-452) исключил из числа произведений Пьер Франческо Фьорентино группу композиций с изображением Поклонения Младенцу, принадлежащих разным мастерам. Эти работы он объединил под условным именем Псевдо Пьер Франческо Фьорентино. Картина ГМИИ, как и все композиции этого ряда, восходит к произведению Филиппо Липпи, исполненному им около 1459 года для Капеллы волхвов в Палаццо Медичи Риккарди во Флоренции. В настоящее время эта картина хранится в Государственных музеях Берлина (инв. 69); ее место в капелле занимает уменьшенная копия, ранее приписывавшаяся Пьер Франческо Фьорентино (Soulier 1926/27, р. 88, 89), а теперь - Псевдо Пьер Франческо Фьорентино.

В стилистике произведений этого круга заметно влияние Филиппо Липпи, Якопо дель Селайо, Франческо Пезеллино. Дзери называет этого анонимного мастера подражателем Филиппо Липпи и Пезелллино и приводит длинный список известных ему реплик композиции данного типа (Zeri 1976, I, p. 84-85). В их числе - работы в Галерее Уффици, в Галерее Академии и в Музее Бардини во Флоренции, в Городской пинакотеке в Кастильон Фьорентино и в Детройтском институте искусств (Scalia, De Benedictis 1984, I, p. 235). Эти композиции различаются не только уровнем и манерой исполнения, но и в деталях, в частности фоном: то гладким и темным, то золотым, то решенным в виде сада из роз. В московской картине, как и в ряде других реплик, фон представляет условно трактованный пейзажный мотив. Поскольку фигуры в разных композициях практически совпадают, можно предположить, что они писались с картонов, вышедших из мастерской Филиппо Липпи и Пезеллино и унаследованных кем-либо из их прямых учеников и последователей.

Происхождение: 1937 дар М.Б.Бенедиктова, Москва.

Литература: Mseriantz 1935, р. 103-112 ill. (Школа Пьерфранческо Фьорентино); Кат. ГМИИ 1948, с. 80 (здесь и далее - Пьерфранческо Фьорентино); Кат. ГМИИ 1957, с. 141; Кат. ГМИИ 1961, с. 187; Путеводитель ГМИИ 1964, с. 57; Путеводитель ГМИИ 1980, с 18 (копия второй половины XV века с произведения Филиппо Липпи); Кат. ГМИИ 1986, с. 144 (Школа Пьерфранческо Фьорентино); Маркова 1992, с. 98 ил. (Псевдо-Пьерфранческо Фьорентино); Путеводитель ГМИИ 1994, с. 93 (Мастерская Пьерфранческо Фьорентино ?); Кат. ГМИИ 1995, с. 113 ил.; Guidebook 1995, р. 93 (здесь и след. - Псевдо Пьерфранческо Фьорентино); Путеводитель ГМИИ 1998, с. 161 (Пьерфранческо Фьорентино).

Сайты Музея