CAHO ДИ ПЬЕТРО
УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ
Фрагмент алтарной пределлы.
Основа - цельная доска тополя толщиной 16 мм, слегка стесанная с оборота по краям; волокна древесины направлены горизонтально. Тисненые орнаменты по позолоте на нимбе, а также на полосе по сторонам композиции. Позолота на блюде и на фоне в глубине композиции, где виден просвет, обозначающий выход в открытое пространство. Утраты грунта и красочного слоя на зеленом одеянии палача, отдельные мелкие утраты красочного слоя в разных местах.
Реставрация: 1963 (ГМИИ, В.Н.Зиновьева) - удаление потемневшего загрязненного позднего лака, живописное восстановление на участках утрат.
Изображен эпизод из истории Иоанна Крестителя; см.: Мф. 14:3-11; Мк. 6:21-28. Сцена Усекновения главы Иоанна Предтечи происходит на тюремном дворе. Следующий в развитии сюжета эпизод - передача Саломее головы Иоанна, которую несет на блюде палач.
В собрании Щекина работа значилась под именем Сано ди Пьетро, затем в Музее изящных искусств некоторое время приписывалась сиенской школе XV века. В основной инвентарь ГМИИ внесена как произведение школы Сано ди Пьетро, хотя авторство самого мастера сомнений не вызывает.
К той же пределле относится Танец Саломеи из Музея изобразительных искусств в Будапеште (23,5 х 33; инв. 23; Pigler 1967, II; Taf. 18; Бошкович 1969, № 16). Декоративная полоса с тисненым орнаментом по золоту, разделявшая эту сцену и Усекновение главы Иоанна Предтечи из ГМИИ, была распилена по середине таким образом, что изображенный в центре герб в виде щита с бычком и зеленой веткой на голубом фоне оказался разделенным пополам. Сцены также связаны между собой композиционно и ритмически. Движение фигуры палача, зарождающееся в эпизоде Усекновения, находит продолжение в следующем за ним Танце Саломеи, где палач, несущий на блюде голову Иоанна, словно появляется из проема двери, изображенной в предыдущей сцене.
По мнению Дзери (устно, 1968), к той же пределле относится и композиция Иоанн Предтеча, идущий в пустыню, находившаяся ранее в коллекции Оттмара Штрауса (фигурировала в 1935 году на распродаже Хельбинг во Франкфурте-на-Майне; Helbing, Frankfurt-am-Main, Mai 21-24, 1935, Lot 92).
Еще один фрагмент со сценой Рождества и Наречения именем Иоанна Крестителя из коллекции Лемана в Нью-Йорке (24,5 х 47,9; Pope-Hennessy 1987, р. 142) не может рассматриваться как часть нашей пределлы: фигуры изображены в ином масштабе, на золотых полосах по сторонам виден другой орнаментальный мотив, а кроме того, фрагменты не точно совпадают по размеру.
Мнение Мойзера (см. Бошкович 1969), относящего к нашей пределле и фрагмент с изображением Святого Луки из Архиепископского музея в Кельне (инв. 161), нельзя признать убедительным. Не был прав также и Бошкович, когда полагал, что пределла, частями которой являлись находящиеся в московском и будапештском музеях сцены из жизни Иоанна Предтечи, в прошлом принадлежала полиптиху из сиенской Национальной пинакотеки (инв. 231; Бошкович 1969).
Происхождение: 1900-е приобр. М.С.Щекиным в Италии; 1909 дар Щекина.
Архивные материалы: Опись собрания Щекина 1909, л. 5, № 62 (Сано ди Пьетро); Инвентарь Музея изящных искусств 1900-е - 1924, II, № 1778 (Сиенская школа XV века).
Литература: Кат. ГМИИ 1961, с. 166 (здесь и далее - Сано ди Пьетро); Pigler 1967, I, S. 615; Бошкович 1969, № 16; Путеводитель ГМИИ 1980, с 16-17 ил.; Альбом ГМИИ 1981, № 11 ил.; Кат. ГМИИ 1986, с. 159, ил. 7; Pope Hennessy 1987, p. 142; Альбом ГМИИ 1988, с. 11; Альбом ГМИИ 1989а, № 98 ил.; Маркова 1992, с. 81 ил.; Markova 1992, р. 24, ill.; Путеводитель ГМИИ 1994, с. 93; Guidebook 1995, р. 93; Кат. ГМИИ 1995, с 116-117 ил.; Маркова 1995, с. 197; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 160.