АЛЛЕГОРИЯ ЛЕТА
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

САНТИ ДИ ТИТО

АЛЛЕГОРИЯ ЛЕТА

1570-е года

дерево, масло

44 х 62 см

Инв.: 91

Основа - цельная доска тополя толщиной 25 мм; волокна древесины направлены горизонтально. Две врезные сквозные встречные шпонки; в средней части сделаны пропилы для третьей шпонки, вверху частично выбрана древесина. Живопись в хорошем состоянии.

На обороте доски бумажная наклейка со старой надписью: Jacopo Carrucci/detto il Pontormo.

Реставрация: 1925, 1928, 1932 (ГМИИ) - укрепление и промывка живописной поверхности; 1957 (ГМИИ, Г.М.Ерхова) - укреплено вздутие красочного слоя, заретушированы выкрошки и глубокие царапины, поверхность покрыта лаком.

Согласно старой надписи на обороте, в прошлом приписывалась Понтормо, затем - Якопо Цукки, под именем которого поступила в музей, а позднее - неизвестному флорентийскому мастеру второй половины XVI века. Принадлежность картины Санти ди Тито установлена автором каталога.

По всей видимости, картина представляет собой аллегорию времени года и изображает летние занятия, связанные с трудом и отдыхом на лоне природы. Интерес к подобным аллегориям характерен для культуры маньеризма; такие мотивы часто встречаются в работах флорентийских мастеров. Следует отметить определенное сюжетное и иконографическое сходство с фресками Федерико Цуккаро в его флорентийском доме (Heikamp 1967, № 207, tav. 7, 8а).

Изображенный в нашей картине пейзаж находит множество аналогий в творчестве Санти ди Тито, в частности, в исполненных художником для флорентийских церквей религиозных композициях, где встречаются пейзажные фоны, написанные с большой тонкостью. В числе таких произведений можно назвать Христос в Эммаусе (1574, Санта Кроче), Умножение хлебов (1592, Сан Джервазио). В сюжетном отношении московскую картину интересно сопоставить с композициями в Студиоло Франческо де'Медичи в Палаццо Веккьо во Флоренции, выполненными разными художниками, в числе которых был и сам Санти ди Тито. Среди запечатленных здесь светских сюжетов имеются также аллегории на фоне пейзажей. Сходные мотивы обнаруживаются и в некоторых композициях ватиканских росписей Санти ди Тито (Музео Грегориано в Ватикане). Картина из ГМИИ предположительно может быть датирована 1570-ми годами.

Происхождение: собр. Габричевских, Москва; 1917 от Е.В.Габричевской (Москва) пост. в РМ; с 1924 в ГМИИ.

Литература: Путеводитель музея 1934, с. 54 (здесь и далее - Цукки. Мифологический сюжет); Кат. ГМИИ 1948, с. 85; Кат. ГМИИ 1957, с. 147; Кат. ГМИИ 1961, с. 193 (Цукки ? Мифологический сюжет); Кат. ГМИИ 1986, с. 180 (Флорентийский мастер второй половины XVI века, Санти ди Тито ? Лето); Альбом ГМИИ 1989а, № 104 ил. (Флорентийский мастер XVI века); Маркова 1992, с. 174 ил. (здесь и след. - Санти ди Тито); Кат. ГМИИ 1995, с. 117 ил.

Сайты Музея