МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ И ДВУМЯ АНГЕЛАМИ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

САНТИ, ДЖОВАННИ

МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ И ДВУМЯ АНГЕЛАМИ

Конец 1460-х - начало 1480-х годов

дерево, темпера

62 x 44 см

Инв.: 178

Основа - цельная доска тополя толщиной 18 мм; волокна древесины направлены вертикально. Живопись в хорошем состоянии сохранности; небольшие утраты, восполненные реставрационной ретушью, в разных местах.

Реставрация: 1996 (ГМИИ, А.В.Неретин) - удаление загрязненного потемневшего позднего лака.

В собрании Шуваловых считалась работой неизвестного художника флорентийской школы XV века. В ГМИИ в соответствии с атрибуцией Лазарева (устно) поступила под именем Джованни Баггисты Утили; позднее ученый изменил свое мнение в пользу авторства Джованни Санти.

По манере исполнения и художественному уровню произведение типично для манеры Джованни Санти, отца и первого учителя Рафаэля. Использованный здесь принцип композиционного построения находит параллель в картине Мадонна с Младенцем из лондонской Национальной галереи (инв. NG 751), где можно видеть и аналогичный мотив занавеса. Тот же тип Младенца представлен в алтарном образе из церкви Пьян ди Мелето в Монте-фьорентино. В композиции Христос в гробнищ с ангелами из будапештского Музея изобразительных искусств (д., т. 66,5 х 54,5; инв. 51.799; Pigler 1967, S. 617, Taf. 37) можно видеть сходные фигуры ангелов.

Интересно иконографическое решение композиции. Типично флорентийская тема Мадонны, поклоняющейся Младенцу, объединена с мотивом умбрийского происхождения - изображенными по сторонам от Мадонны ангелами с молитвенно сложенными руками.

Число дошедших до нас картин Джованни Санти очень невелико. В его творчестве заметен интерес к произведениям нидерландцев, с которыми он близко соприкоснулся в Урбино, в том числе через работавшего там Йоса ван Гента. Эти связи с североевропейской художественной традицией наглядно проявляются и в нашей картине, особенно в отношении художника к цвету и в живописной разработке некоторых деталей, в частности волос ангелов.

Предположительно картина исполнена в конце 1460-х - начале 1480-х годов.

Происхождение: собр. графов Шуваловых в Санкт-Петербурге; 1924 пост. из Шуваловского дворца-музея, Ленинград.

Литература: Коноплева 1923, с. 39, № 95 (Неизвестный художник флорентийской школы XVI века); Маркова 1992, с. 109 ил. (здесь и далее - Джованни Санти); Кат. ГМИИ 1995, с. 116-117 ил.; Markova 1999, р. 61-62 ill.

Сайты Музея