САССЕТТА (СТЕФАНО ДИ ДЖОВАННИ)
СВЯТОЙ СТЕФАН
Основа - доска тополя толщиной 25 мм, составленная в щит из двух частей (справа узкая надставка шириной 2 см); направление волокон древесины вертикальное. Вверху - составленное из двух частей накладное завершение композиции, украшенное рельефным растительным орнаментом; в центре - углубление в виде квадрифолия. У правого и левого краев доски накладные колонки, их капители утрачены. На нимбе - тисненый орнамент. Красочный слой имеет обширные потертости, особенно на одеждах; утрата авторской живописи на изображении кисти левой руки святого. Позолота на фоне сохранилась фрагментарно. На лицевой стороне справа внизу: красная сургучная печать с латинскими инициалами RB.
На обороте доски внизу номер по Описи Эрмитажа 1859 года: 7224 (не трафаретом ?); еще один номер вверху: 6.
Парная к инв. 1494 (кат. № 123).
Святой Стефан жил в I веке. Апостол и первомученик; первый из семи диаконов, поставленных апостолами в Иерусалиме. «Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе». Оклеветанный противниками в богохульстве, после обличительной речи к синедриону был побит насмерть камнями (Деян. 6: 5, 8-15; 7:2-58). Святой Стефан изображается с камнями и следами крови на голове, а также пальмовой ветвью как символом мученичества (Kaftal 1952, col. 949-963, № 239).
Стефан и Лаврентий часто изображались вместе, особенно в ранней живописи. В композициях полиптихов створки с фигурами святых, как правило, фланкировали центральный образ.
Первоначально обе створки являлись частями полиптиха. Неизвестно, с какой атрибуцией они находились в собрании Бейне, поскольку в каталоге Прохорова 1879 года сведения о датировке памятников и их принадлежности к определенной школе отсутствуют, равно как и в предшествующем ему рукописном каталоге 1865 года, где указаны «изображения святых во весь рост, на каждой иконе по одному». В Эрмитаже створки приписывались умбрийской с вопросом школе второй половины XIV века. С этим определением они были включены в каталог выставки 1922 года, где названы «створками готического ретабля»; там же приведено мнение Липгарта, относившего работы тосканской школе (без указания века). В соответствии с атрибуцией Лазарева (устно), поступили в музей под именем Джованни Боккати да Камерино. Авторство Сассетты определила Андреева-Шилейко (устно). На связь створок из собрания ГМИИ с полиптихом Сассетты из Борго Сансеполькро впервые указал Руссоли (Russoli 1962); по признанию самого автора, московские работы стали ему известны из каталога музея 1961 года.
Большой двусторонний полиптих, одно из последних значительных произведений Сассетты, заказанный ему для главного алтаря церкви Сан Франческо в Борго Сансеполькро 5 сентября 1437 года, был закончен 5 июня 1444 года. Художник работал над ним в Сиене, а по завершении лично сопровождал его во время транспортировки и установки в церкви; за работу Сассетта получил 510 флоринов.
В 1752 году в связи с началом работ по переустройству церкви полиптих был снят со своего места на алтаре, однако продолжал оставаться в монастыре до 1810 года, когда отец Серени продал его Кавалеру Серджулиани из Ареццо, а тот в свою очередь вскоре подарил полиптих канонику Анджелуччи. Последний разобрал его, подарив часть композиций своему брату Дон Пьетро Антонио Анджелуччи, настоятелю Монте Контьери, недалеко от Ашано. Со временем авторство Сассетты было забыто. Отдельные части полиптиха, в том числе три композиции из собрания Бернсона в Сеттиньяно, приписывались Пьеро делла Франческе и Фра Беато Анджелико (Russoli 1962, p. XL).
Многочастный полиптих Сансеполькро дошел до нас в разрозненном виде, и отдельные его части находятся в музеях и частных собраниях разных стран. Свои предположения по реконструкции первоначальной композиции полиптиха выдвигали Поуп-Хеннесси (Pope-Hennessy 1947, р. 25), Карли (Carli 1958b, p. 54-80, pl. 46-72, XX-XXXII), Дэвис (Davies 1961, p. 506-507, 510, 512).
Согласно общепринятому мнению, полиптих выглядел следующим образом: на лицевой стороне в центре - Мадонна с Младенцем на троне в окружении шести музицирующих ангелов (Лувр, Париж; здесь и след. см.: Carli 1958b); слева - фигуры Блаженного Раньери Разини и Иоанна Предтечи (собр. Бернсона, Вилла Татти, Сеттиньяно), справа - фигуры Святого Антония Падуанского и Иоанна Евангелиста (Лувр, Париж). Два фрагмента пределлы со сценами Чудо освобождения флорентийских узников и Явление Блаженного Раньери Разини римскому кардиналу находятся соответственно в Лувре и в Государственных музеях Берлина (инв. 1945). В центре оборотной стороны полиптиха - Святой Франциск во славе (собр. Бернсона, Вилла Татти, Сеттиньяно), а по сторонам в два ряда - восемь эпизодов из жизни святого. Створка Обручение Святого Франциска с бедностью хранится в Музее Конде в Шантийи (инв. 10; De Boissard 1988, p. 150-152, № 81), а семь других - в лондонской Национальной галерее (инв. 4757-4763). В пинакле, венчавшем полиптих - Святой Франциск перед Распятием (ранее в частн. собр. в Южной Германии; в 1950 году экспонировался в Штутгарте; см.: Bauch 1950, S. 103-112, Abb. 104) из Кливлендского художественного музея. Предложенная Карли реконструкция не учитывает некоторые фрагменты, ставшие известными позже, в том числе и створки из ГМИИ, впервые упомянутые Руссоли. К тому же полиптиху Дзери относил и изображение Святого Христофора из собрания Мейсон Перкинс в Ассизи (72,5 х 23,5; Zeri 1988а, р. 102-103, 105, № 38 ill.), предположительно, располагавшееся на одном из элементов утраченного обрамления полиптиха (накладная арка с тисненым растительным орнаментом точно совпадает с аналогичным мотивом на московских створках).
Как и экспонировавшийся в Штутгарте фрагмент, створки из ГМИИ, по всей вероятности, находились в верхней части полиптиха и первоначально фланкировали центральное изображение (предположительно по краям оборотной стороны алтаря). Изящный растительный орнамент, украшающий завершения московских композиций, присутствует на всех других фрагментах алтаря, рассеянного по разным собраниям. Что касается тисненых орнаментов на нимбах, то на створках из ГМИИ они разные: основной мотив на нимбе Святого Стефана - чередование цветочков в форме квадрифолия, на нимбе Святого Лаврентия - чередование формы эллипса. Их сочетание встречается в гравировке на нимбе Иоанна Предтечи, запечатленного на принадлежащей к тому же полиптиху большой створке из собрания Бернсона в Сеттиньяно (Carli 1958b, pl. 55).
По сохранившимся сведениям, на цоколе ныне утраченного обрамления композиции Святой Франциск во славе имелась надпись: Cristoforus Franasi Feie Andreas Johannis Tanis Operarius A. MCCCCXXXXIIII, с именами мастеров и датой 1444, когда было выполнено это обрамление (приводится у Rosini 1839, I, tav. L). Дата на раме совпадает с известной по документам датой завершения полиптиха.
Происхождение: между 1841 и 1852 приобр. в Италии (возможно, во Флоренции) Карлом -Августом Бейне, профессором архитектуры при Имп. Академии художеств в Петербурге; около 1860 приобр. для Музея древнерусского искусства Академии, откуда в 1896 переданы в Русский музей в Петербурге, а в 1910- в Эрмитаж; в 1924 пост. в ГМИИ.
Архивные материалы: Опись Эрмитажа 1859, № 7222, 7224 (Итальянская школа XIV века); Кат. Прохорова 1865, л. 8 об, № 3-7 (без атрибуции).
Выставки: 1922 Петроград. Кат., № 18, 19 (Умбрийский ? художник второй половины XIV века).
Литература: Прохоров 1879, с. 43, № 3, 4 (без атрибуции); Кат. ГМИИ 1961, с. 166-167 (здесь и далее - Сассетта); Russoli 1962, p. XL; Berenson 1968, p. 386; Braham 1978, p. 386 n.6; Путеводитель ГМИИ 1980, с. 17; Альбом ГМИИ 1981, № 9, Ю ил.; Antonova 1982, р. 58-59, № 20, 21 ill.; Кат. ГМИИ 1986, с. 159, ил. 9, 10; Pope-Hennessy 1987, р. 104; Zeri 1987, р. 116, 117, ill. 17, 18; Альбом ГМИИ 1988, с. 11; Zeri 1988а, р. 104-105 ill.; Альбом ГМИИ 1989а, № 99, 100 ил.; Альбом ГМИИ 19896, № 80 ил.; Zeri 1991 с, р. 187, 510; Маркова 1992, с. 79 ил.; Zeri 1992b, p. 50; Путеводитель ГМИИ 1994, с. 89 ил. (Святой Лаврентий); Guidebook 1995, р. 88-89 ill. (Святой Лаврентий); Кат. ГМИИ 1995, с. 117 ил.; Пятницкий 1996, с. 314, 317-319; Путеводитель ГМИИ 1998, с 154-155, ил. 75.