РАСПЯТИЕ С ПРЕДСТОЯЩИМИ МАРИЕЙ И ИОАННОМ ЕВАНГЕЛИСТОМ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

СОДОМА (ДЖОВАННИ АНТОНИО БАЦЦИ)

РАСПЯТИЕ С ПРЕДСТОЯЩИМИ МАРИЕЙ И ИОАННОМ ЕВАНГЕЛИСТОМ

После 1525 года

дерево, масло

38 x 29 см

Инв.: 1598

Основа - доска тополя толщиной 25 мм, составленная в щит из двух частей; стык проходит на расстоянии 6,2 см от правого края; волокна древесины направлены вертикально. Сохранность живописи хорошая. На обороте красная сургучная печать со сдвоенным гербом под мантией и короной.

Реставрация: 1976 (ГМИИ, В.Н.Зиновьева) - удаление слоя позднего загрязненного потемневшего лака.

Есть все основания отождествить московскую картину с Распятием, упоминаемым в Инвентаре петербургского дворца Юсуповых и почти точно совпадающим с ней размерами (8,5 х 6,5 вершков). Там оно названо работой Микеланджело и описано как «Распятие Спасителя, и при кресте Божия Матерь и Мария Магдалина». В Каталоге Юсуповской галереи 1920 года (имя составителя не указано) Распятие отнесено к творчеству Содомы, а в Описи картин Дворца-музея Юсупова, составленной в 1924 году, упоминается как Голгофа неизвестного итальянского художника. В ГМИИ поступила под именем Содомы. Она отличается высоким художественным уровнем, однако, поскольку картина никогда не публиковалась в зарубежных изданиях, остается вне поля зрения специалистов.

По манере исполнения типична для Содомы, чье творчество сформировалось на почве взаимодействия традиций ломбардской и сиенской живописи, а стилистически эволюционировало от «классицизма» позднего кватроченто к маньеризму. Большую роль в сложении Содомы сыграл Леонардо да Винчи, в миланской мастерской которого он предположительно некоторое время работал. Позднее, находясь с 1500 года в Тоскане, главным образом в Сиене, и в Риме, художник испытал также воздействие Рафаэля и Фра Бартоломео. В картине из ГМИИ заметно влияние Микеланджело, в частности, положение фигуры Иоанна Евангелиста напоминает позы юношей, ignudi, из росписи плафона Сикстинской капеллы. Что касается фигуры распятого Христа, то она аналогичным образом решена в более раннем рисунке из Кабинета рисунков и гравюр Уффици (инв. 275.S), где главный мотив сопровождается многочисленными фигурами у основания креста.

Колорит картины ГМИИ и особый характер моделировки с помощью густых коричневатых теней составляют черты, типичные для искусства Содомы. При всей строгости композиции произведение глубоко эмоционально, что отвечает не только творческому складу мастера, но и самому типу картины, адресованной частному заказчику и предназначенной для «devozione privata». В создании особого настроения трагического переживания большая роль принадлежит пейзажу.

Картина относится к позднему периоду творчества художника, для которого характерны созерцательность и склонность к мистицизму; в трактовке формы мастер стремится к обобщенности и живописной мягкости.

Происхождение: 1854 приобр. у купца Родионова в Москве для колл. князей Юсуповых и находилась в их дворце в Петербурге; с 1924 в Эрмитаже; с 1927 в ГМИИ.

Архивные материалы: Инвентарь петербургского дворца Юсуповых 1845-1858, л. 62, № 83; (Микеланджело. Распятие Спасителя, и при кресте Божия Матерь и Мария Магдалина); Опись картин Юсупова 1924, л. 12, № 268 (Неизвестный итальянский художник. Голгофа).

Выставки: 1979 София. Кат., № 144.

Литература: Кат. Юсуповской галереи 1920, с. 13, № 259 (приписано Содоме); Лазарев 1930, с. 19 (здесь и далее - Содома); Кат. ГМИИ 1948, с. 74; Кат. ГМИИ 1957, с. 131; Кат. ГМИИ 1961, с. 173; Кат. ГМИИ 1986, с. 165, ил. 18; Маркова 1992, с. 120-121 ил.; Кат. ГМИИ 1995, с.122-123 ил.

Сайты Музея