ЯВЛЕНИЕ МАДОННЫ СВЯТЫМ И ДОНАТОРУ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

ТАМАРОЧЧО, ЧЕЗАРЕ (?)

ЯВЛЕНИЕ МАДОННЫ СВЯТЫМ И ДОНАТОРУ

Первая четверть XVI века

дерево, темпера, масло

201,5 х 180,5 см

Инв.: 4245

Основа - доска тополя, составленная в щит из четырех досок, паркетирована; волокна древесины направлены вертикально. Многочисленные трещины и сколы основы. По красочному слою потертости, царапины и участки осыпей, особенно по трещинам доски, восполненные реставрационной ретушью.

Реставрация: 1983 (ГМИИ, Р.Г.Карлсен) - удаление потемневшего загрязненного позднего лака, восстановление на местах утрат; отдельные участки поздней реставрационной ретуши не удалены полностью.

В собрании Прахова приписывалась Франческо Франче. Хотя в настоящее время эту атрибуцию нельзя признать убедительной, все же она верно определяет тот художественный круг, в котором работа была создана. Она представляет собой алтарную композицию и стилистически близка болонской школе, в частности, творчеству Лоренцо Косты и Амико Аспертини. Возникающие параллели с произведениями этих двух, разных по сути мастеров, указывают на своеобразное соединение в картине ГМИИ таких противоположных качеств, как экспрессия и тяготение к «классицизму». Ее автором мог быть последователь Франчи и помощник Амико Аспертини, Чезаре Тамароччо, работавший в Болонье в первой четверти XVI века. С именем этого художника связана единственная подписная работа Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем из Музея Польди Пеццоли в Милане (инв. 307/551; Cat. Poldi Pezzoli 1982, p. 128, tav. 263), датируемая около 1510 года. На основании сходства с этим произведением художнику приписывают ряд композиций, в том числе цикл фресок в капелле Бентивольо церкви Сан Джакомо Маджоре в Болонье, а также фрески в другой болонской церкви Сайта Чечилия. Сходную разработку мотива складок можно видеть в нашем Явлении Мадонны и в сцене мученичества Святой Цецилии в росписях церкви, посвященной этой святой. Женская фигура, изображенная на фреске у чана с кипятком, имеет явные черты сходства с фигурой Мадонны в картине из ГМИИ и в подписной композиции Тамароччо из Музея Польди Пеццоли. Все эти работы характерны повторением мотива длинного шарфа, обвивающего плечи и создающего в композиции дополнительный прихотливый ритм движения. Кисти Чезаре Тамароччо также приписывают исполненное на холсте тондо Обручение Святой Екатерины из Городской галереи Болоньи (Collezioni Comunali). Аналогией нашей картине может служить Поклонение Младенцу с предстоящими Святыми Николаем Барийским и Антонием аббатом из Академии Каррара в Бергамо, атрибуция которого принадлежит Адольфо Вентури (х., м. 170 х 162; инв. 486; Rossi 1979, р.75, 81 ill.); однако в последнем издании каталога Росси (Rossi 1988) опубликовал эту работу под именем другого болонского художника - Джованни Мария Кьодароло.

Композиционная схема картины из ГМИИ восходит к знаменитому алтарному образу Пьетро Перуджино, исполненному в 1497 году для церкви Сан Джованни ин Монте в Болонье (Национальная пинакотека, Болонья). Произведение Перуджино оказало большое влияние на местных болонских художников. Общий принцип его построения заимствовал и Лоренцо Коста, исполнивший в 1501 году для той же церкви Сан Джованни ин Монте алтарный образ Коронование Марии.

Происхождение: конец XIX - начало XX века собр. А.В.Прахова, Киев; 1978 приобр. у его наследников (В.Л.Мазюк), Киев.

Выставки: 1982 Москва. Кат., № 541 (Неизвестный итальянский художник первой трети XVI века).

Литература: Кат. ГМИИ 1995, с. 119 ил. (Североитальянский мастер первой трети XVI века).

Сайты Музея