МУЖСКОЙ ПОРТРЕТ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

ТИНТОРЕТТО (ДОМЕНИКО РОБУСТИ)

МУЖСКОЙ ПОРТРЕТ

Последняя треть XVI века

холст, масло

133 х 10З см

Инв.: 2842

Холст полотняного плетения, дублирован. Живопись под слоем слегка загрязненного лака.

Портрет поступил в музей как работа венецианского мастера XVI века круга Бассано. В инвентаре имеется также запись: Домен. Тинторетто, указывающая на то, что идея авторства художника впервые возникла при поступлении картины в музей. Атрибуцию Доменико Тинторетто окончательно подтвердила Смирнова (1964).

Использованная в картине из собрания ГМИИ портретная схема со стоящей фигурой, спадающей драпировкой на фоне и виднеющимся в проеме окна далеким пейзажем восходит к Тициану. Этот тип портрета получил дальнейшее развитие в творчестве Якопо Тинторетто и широко распространился в Венеции в последней трети XVI века. Сын Якопо, Доменико Тинторетто постоянно сотрудничал с отцом, а в написанных им многочисленных портретах выступал прямым продолжателем его традиций.

Близкие по манере исполнения работы опубликованы как находившиеся в собраниях Каульбах в Мюнхене (Mayer 1930, № 170), Николль в Копенгагене (Gemälde Alter Meister 1925, № 8), Вендланд в Лугано (Venturi 1929, IX, 4, р. 464), а также в Академии Каррара в Бергамо (х., м. 91 х 77; инв. 1063; Rossi 1988, р. 296). Принадлежащая Эрмитажу картина Доменико Робусти, прозванного Тинторетто, предположительно определяемая как портрет Франческо Бассано (х., м. 79 х 71 ; инв. ГЭ 3566; Фомичева 1992, с. 275, № 213), близка полотну из собрания ГМИИ как по манере исполнения, так и по характеру пейзажного мотива.

Строгость колористической гаммы и простота композиционного решения сближают московскую работу с образцами нидерландского портрета, хорошо известного венецианским живописцам, в том числе и благодаря приезжавшим в Венецию художникам. Так, портретистом был работавший здесь ученик Тициана Джованни да Калькар (Ян Стефан ван Калькар). Принадлежащий его кисти Портрет Везалия из Эрмитажа (х., м. 104 х 85,5; инв. ГЭ 1479; Фомичева 1992, с. 108-109, № 70) по своей схеме близок публикуемой работе Доменико Тинторетто.

По предположению Смирновой (1964), на фоне картины изображено поместье семьи Мадруццо близ Тренто, что могло бы указывать на связь изображенного с этим семейством. Такое предположение представляется мало вероятным, в том числе и в силу не проработанности этого мотива.

Происхождение: пост. в 1930-е годы; источник поступления неизвестен.

Литература: Кат. ГМИИ 1957, с. 136-137 (здесь и далее - Доменико Тинторетто); Кат. ГМИИ 1961, с. 179; Смирнова 1964, с. 137; Кат. ГМИИ 1986, с. 171; Маркова 1992, с. 160 ил.; Кат. ГМИИ 1995, с. 124 ил.

Сайты Музея