ПОРТРЕТ КАРДИНАЛА АНТОНИОТТО ПАЛЛАВИЧИНИ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

ТИЦИАН ВЕЧЕЛЛИО

ПОРТРЕТ КАРДИНАЛА АНТОНИОТТО ПАЛЛАВИЧИНИ

1540-e

холст, масло

131 x 115 см

Инв.: 1601

Надпись справа на базе колонны: ANTONIOTVS PALLAVICINVS CARDINALIS. S. PRASSEDIS

Холст саржевого плетения, дублирован. Авторская живопись в плохом состоянии сохранности. Особенно пострадало изображение фигуры, где верхний лессировочный слой практически утрачен, а на лице заметна поздняя правка темной краской (брови, глаза, нос). Участки утрат, до грунта и холста, восполненные изменившейся в тоне реставрационной ретушью, по всей поверхности, но особенно заметные в нижней части. Вдоль нижнего края полоса утрат красочного слоя, многочисленные участки реставрационной ретуши на изображении белой одежды. Обширная утрата авторской живописи справа от фигуры на фоне. Лучшей сохранностью отличается изображение пейзажа. На обороте холста трафаретом номер по Описи Эрмитажа 1859 года: 2306; вверху: сургучная печать Павла I и еще одна, овальная красная, с неясным оттиском; на подрамнике тушью номер: 590.

Реставрация: 1940 (ГМИИ, П.Д.Корин и П.Т.Корина) - удаление поздних записей, потемневшего тонированного лака и загрязнений; 2001-2002 (ГМИИ, Г.М.Ерхова) - удаление потемневшего лака и участков грубой, изменившейся в тоне реставрационной ретуши.

Антониотто Паллавичини (1441-1507) родился в Генуе, принадлежал к древней и прославленной аристократической фамилии, чья история особенно тесно связана с городами Северной Италии - Пармой, Пьяченцей, Кремоной, Генуей, Турином. Детство он провел в Испании и вернулся в Геную в 1470 году; вскоре переехал в Рим, под покровительством кардинала Джованни Баттисты Чибо, генуэзца по происхождению, быстро сделал церковную карьеру. В 1489 году стал кардиналом Сант Анастазии, а несколько позднее - кардиналом Санта Прасседе. Был похоронен в основанной им капелле в старой базилике Святого Петра, а в 1596 году, в связи со сносом базилики, его останки были перенесены в церковь Санта Мария дель Пополо в Риме. На гробнице кардинала высечена эпитафия: ANTONIOTVS CARD. S. PRAXEDIS MORTEM PRAE OCULIS SEMPRE HABENS VIVENS SIBI POS. AN. MDI. (Moroni 1851, LI, p. 48-50).

В надписи рукой Ван Дейка на рисунке с картины ГМИИ, сделанном в альбоме сто Итальянских набросков 1622-1627 годов, автором портрета назван Тициан (Van Dyck 1622-1627; Adriani 1940). В инвентарной описи собрания Ван Дейка 1644 года, озаглавленной «Collectione delli quadri et ritratti di Tiziano, et altri vecchi maestri, dil Cavallre van Dyck» под номером 5 упомянут портрет: Un Cardinale di Casa Pallavicina (Müller-Rostock 1922, S. 22). Около 1720 года среди прочих произведений Тициана данное полотно, принадлежавшее собранию Кроза, приводит и Мариетт в своем Abecedario... (Manette с. 1720). Под именем Тициана портрет значился в собрании Кроза, и именно к тому периоду относится сделанный с картины рисунок Габриеля де Сент-Обена (Dacier 1909). Авторство Тициана сохранялось вплоть до начала XX века - как в зарубежной литературе, так и в изданиях Эрмитажа, где картину относили к раннему периоду творчества художника. Бенуа в путеводителе по Эрмитажу (1910; 1997) называл его «хорошим портретом молодого кардинала, якобы Антонио Паллавичини», однако не исключал, что его автором мог быть подражатель Тициана. Липгарт, также придерживавшийся этой атрибуции, в рукописном каталоге итальянской живописи (1928) сообщал, что авторство Себастьяно дель Пьомбо предложил Мюндлер (устно). Кроу и Кавальказелле (Crowe, Cavalcasene 1878), усматривая в картине черты сходства с работами Себастьяно дель Пьомбо, называли, однако, автором Тициана и отмечали влияние Микеланджело. По их мнению, портрет был исполнен Тицианом в 1545 году в Риме и повторяет неизвестное нам прижизненное изображение прелата. Ссылаясь на Кампори (Campori 1870, р. 236), Кроу и Кавальказелле (Crowe, Cavalcasene 1877, р. 734) предприняли попытку отождествить картину из ГМИИ с портретом Тициана из собрания Фарнезе в Парме (1680 год), совпадающим с ней по описанию. Лионелло Вентури (Вентури 1912) подхватил идею об авторстве Себастьяно дель Пьомбо, указав при этом, что «в плоской форме рук, лишенных костяка и объема, и холодном колорите пейзажа отсутствуют характерные черты живописи Себастьяно» (...le mani piatte, senza ossa, senza inquadrature e la colorazione fredda sul paesaggio non hanno alcun carattere sebastianesco. - L.Venturi 1912). Решительно отвергая авторство Тициана, Лионелло Вентури предположил, что портрет был начат не ранее 1520 года Себастьяно дель Пьомбо, написавшим лицо кардинала; далее работа была прервана, а пейзаж и руки исполнил затем какой-то слабый маньерист (...da un manierista facilone e ignorante). Идея Мюндлера об авторстве Себастьяно дель Пьомбо, повторенная, хотя и не принятая Кавальказелле, быстро достигла России, и уже в каталоге Эрмитажа 1912 года портрет фигурирует под его именем и датируется 1512 годом; поначалу эта атрибуция приводилась с вопросом, а к моменту передачи картины в ГМИИ сомнения в авторстве Себастьяно дель Пьомбо были полностью сняты. Адольфо Вентури (Venturi 1932), а за ним Гомбози (Gombosi in Thieme-Becker 1933) сохранили атрибуцию Себастьяно дель Пьомбо. Дусслер (Dussler 1942) высказывал сомнение, а Паллуккини (Pallucchini 1944) категорически отвергал его авторство; позже (устно, 1970-е) он говорил о принадлежности портрета школе Тициана. Бернсон (Berenson 1932; 1936; 1957) публиковал как работу Тициана раннего периода. Уизи (Wethey 1971) в своей трехтомной монографии о Тициане называл портрет работой римской школы около 1530 года. Лукко (Volpe, Lucco 1980) высказал предположение, что картины из ГМИИ являются копией Кариани с работы Тициана 1530-х годов. Хёрст, автор исследования о творчестве Себастьяно дель Пьомбо (Hirst 1981), картину из ГМИИ не упоминает.

Плохое состояние сохранности живописи во многом стало причиной исключения портрета из круга работ Тициана и ошибочной атрибуции. Насколько можно судить на основании документальных свидетельств, состояние сохранности портрета весьма оптимистично оценивалось П.Д.Кориным, в 1940 году приступившим к реставрации полотна. В одной из музейных публикаций того времени написано следующее: «В свое время картина после неумелой реставрации была приведена в такое состояние, что виднейшие знатоки искусства признали ее окончательно и безвозвратно погубленной. Пробная расчистка подтвердила предположение П.Д. Корина, что портрет не смыт, а загрязнен, записан и искажен так называемым музейным лаком. После кропотливой работы по удалению всех этих наслоений полотну была возвращена его первоначальная художественная ценность» (Бюллетень ГМИИ 1947). Время же, напротив, подтвердило его плохую сохранность. Сходство с работами Себастьяно дель Пьомбо следует отнести исключительно за счет поздних прописей лица, к которым, возможно, в свое время приложил руку и сам Ван Дейк - владелец картины.

С именем Себастьяно дель Пьомбо в прошлом связывали и другой предполагаемый портрет Антониотто Паллавичини, находившийся ранее во дворце Сан-Суси в Потсдаме, а затем в Дворцовом музее в Берлине. На нем кардинал запечатлен также сидящим в кресле, но в профиль. Здесь, как и в нашем случае, современная критика единодушна в отрицании авторства Себастьяно дель Пьомбо. Палуккини (Pallucchini 1944, р. 124) и Уизи (Wethey 1971, р. 174) относили его к римской школе.

Поскольку Антониотто Паллавичини умер в 1507 году, а Тициан посетил Рим лишь в 1545-1546 годах, портрет мог быть заказан наследниками кардинала и написан уже после его смерти по изображению на медали или рисунке. Кроу и Кавальказелле (Crowe, Cavalcasene 1878) полагали, что портрет был исполнен Тицианом в 1545 году в Риме и повторял неизвестный нам портрет прелата. Бернсон (Berenson 1957) относил к раннему периоду творчества Тициана. Лукко (устно, 1997) высказался в пользу авторства Тициана и датировал около середины 1530-х годов. Открывающийся на втором плане идиллический пейзаж близок аналогичному мотиву в картинах Мадонна с кроликом (Лувр, Париж; инв. 743; Cat. Louvre 1981, p. 245) и Мадонна с Младенцем, маленьким Иоанном Крестителем и Святой Екатериной (Национальная галерея, Лондон; инв. 635). Положение фигуры портретируемого характерно для Тициана. Эта схема восходит к Рафаэлю, которого Тициан изучал в ранние годы, исполнив копию известного портрета папы Юлия И (Галерея Палатина, Палаццо Питти, Флоренция; инв. 79). Положение рук кардинала встречается и в Портрете Джулии Делла Ровере Тициана из Галереи Палатина (инв. 764): левая рука спокойно лежит на подлокотнике кресла, правая поддерживает раскрытую книгу, а в портрете из Флоренции - лежащие на коленях цветы. По мнению автора каталога, портрет из собрания ГМИИ был написан Тицианом в Риме в 1545-1546 годах. Логично предположить, что именно тогда он мог получить заказ на выполнение портрета кардинала, скончавшегося еще в 1507 году. Такую датировку в прошлом уже предлагали Кроу и Кавальказелле, а также Титце-Конрат. К середине 1540-х годов относится Портрет кардинала Пьетро Бембо, изображенного в той же позе и с открывающимся вдали пейзажем (Музей Каподимонте, Неаполь; Wethey 1971, № 16, pl. 254).

Гравирован Арнольдом де Йоде (Arnold de Jode. 1638 - после 1667) как Портрет Паллавичини Тициана (Manette с. 1720; Nagler 1838, VI, S. 4бЗ (6). В каталоге Кроза (Cat. Crozat 1755) автором гравюры назван Пьер (Питер) де Йоде. То же имя ошибочно приводят и другие авторы, в частности Уизи (Wethey 1971).

Происхождение: предположительно между 1622 и 1627 годами портрет был приобр. в Италии фламандским живописцем Антонисом ван Дейком; 1680, возможно, собр. Фарнезе в Парме; затем собр. Кроза в Париже (в кат. 1755 описан как находящийся в Antichambre du Grand Appartement du premier Etage, second pièce); 1772 из собр. Кроза приобр. для Эрмитажа; с 1928 в ГМИИ.

Архивные материалы: Inv. Crozat 1740, № 158; Tronchin Liste 1770, № 83 (здесь и далее - Тициан); Кат. Эрмитажа 1773, № 828; Кат. Эрмитажа 1797, № 590; Опись Эрмитажа 1859, № 2306; Липгарт 1928, л. 1077 (Себастьяно дель Пьомбо; и ниже: «Липгарт приписывал Тициану»).

Выставки: 1972 Москва. Кат., с. 46 ил., 48 (Себастьяно дель Пьомбо).

Литература: Van Dyck 1622-1627, л. 83/109 (здесь и далее - Тициан); Manette 1720, ed. 1858-1859, V, p. 328; Cat. Crozat 1755, p. 48-49; Cat. Ermitage 1774, p. 71, №828; Hand 1827, p. 126; Livret 1838, p. 68, № 24; Кат. Эрмитажа 1863, с. 31-32, № 102 (номер сохр. во всех кат. Эрмитажа по 1916); Cat. Ermitage 1863, р. 26; Waagen 1864, S. 64, № 102; Кат. Эрмитажа 1869, с. 43-44; Cat. Ermitage 1869, Р- 44; Crowe, Cavalcasene 1877, II, S. 702-703, 734; Crowe, Cavalcasene 1878, II, p. 427-428, 523; Bode 1882, Lief. XII, S. 2; Penther 1883, S. 35; Кат. Эрмитажа 1885, с. 43-44; Кат. Эрмитажа 1888, с. 43-44; Кат. Эрмитажа 1889, с. 50; Cat. Ermitage 1891, p. 163-164; Кат. Эрмитажа 1892, с. 38; Кат. Эрмитажа 1895, с 38; Cat. Ermitage 1899, p. 134; Кат. Эрмитажа 1901, с. 40-41; Сомов 1901, с. 40, № 102 ил.; Fischel 1904, S. 180 (здесь и далее - приписывается Тициану); Fischel 1906, S. 20, 206, 228; Fischel 1907, S. 196; Dacier 1909, вкладыш с. 148, № 186 (воспр. рис. Габриеля де Сент-Обена); Бенуа 1910, с. 59-60 (Тициан или один из его подражателей); Fischel 1911, S. 208 (приписывается Тициану); Альбом Эрмитажа 1912, с. 232 ил. (здесь и след. - Себастьяно дель Пьомбо ?); Кат. Эрмитажа 1912, с. 178-179; Вентури 1912, с. 7 ил. (Себастьяно дель Пьомбо); L Venturi 1912, р. 127 ill., 132 (предположительно, Себастьяно дель Пьомбо); Кат. Эрмитажа 1916, с. 13 (Себастьяно дель Пьомбо. Портрет кардинала Антония Паллавичини?); Muller-Rostock 1922, S. 22; Fischel 1924, S. 290 (приписывается Тициану); Venturi 1932, IX/5, p. 32-33 ill. (здесь и далее - Себастьяно дель Пьомбо); Gombosiin Thieme-Becker 1933, XXVII, S. 74; Berenson 1936, p. 490; Adriani 1940, S. 67, Taf. 105 (Тициан; как находящийся в Эрмитаже); Dussler 1942, S. 145, № 67 (Себастьяно дель Пьомбо ?); Pallucchini 1944, р. 124 п.49,184 (отрицает авторство Себастьяно дель Пьомбо; как находящийся в Эрмитаже); Бюллетень ГМИИ 1947, с. 34 (здесь и след. - Себастьяно дель Пьомбо); Tietze-Conrat 1950, р. 428, 433; Альбом ГМИИ 1956, с. 7, табл. 7; Berenson 1957, I, p. 186 (ранний Тициан); Valcanover i960, I, p. 101 (стилистически близкий к Себастьяно дель Пьомбо); Кат. ГМИИ 1961, с. 148 (здесь и след. - Себастьяно дель Пьомбо); Путеводитель ГМИИ 1964, с. 64-65 ил.; Stuffmann 1968, р. 77, № 158 (Тициан); Valcanover 1969, р. 139, № 598 (среди произведений, приписываемых Тициану); Wethey 1971, р. 175-176, № Х-79, pl. 255 (Римская школа, около 1530); Демская 1979, с. 98, 100 (здесь и далее - Себастьяно дель Пьомбо); Путеводитель ГМИИ 1980, с. 23 ил.; Volpe, Lucco 1980, p. 135, № 195 (предположительно копия Кариани с Тициана); Кнорре 1982, с. 185 (здесь и далее Себастьяно дель Пьомбо); Кат. ГМИИ 1986, с. 160-161; Маркова 1992, с. 135 ил.; Путеводитель ГМИИ 1994, с. 97; Guidebook 1995, р. 97; Кат. ГМИИ 1995, с. 118 ил. (Себастьяно дель Пьомбо ?); Бенуа 1997, с. 34, 239-240 (Тициан); Путеводитель ГМИИ 1998, с. 164, 166 (Себастьяно дель Пьомбо).

Сайты Музея