МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ В НИШЕ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

ТИЦИАН ВЕЧЕЛЛИО

копия (?)

МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ В НИШЕ

Около 1515-1520

холст (перевод с дерева), масло

87 х 76 см

Инв.: 1532

Первоначальная деревянная основа, по всей видимости, была составлена в щит из двух досок с вертикальным направлением волокон древесины. Возможно, картина была обрезана по нижнему краю, а также и с боков. Живопись под слоем потемневшего загрязненного лака. Многочисленные изменившиеся в тоне и цвете участки ретуши по утратам красочного слоя. Под красочным слоем хорошо просматривается авторский рисунок, особенно на изображении инкарната (предположительно выполнен кистью); на изображении архитектуры рисунок нанесен графьей.

На лицевой стороне красным номер по Каталогу Эрмитажа 1797 года: 4335. На обороте холста номер по Описи Эрмитажа 1859 года: 2416 и надпись: Переложена съ дерева на холстъ А.Митрохинымъ 1830 Года. С.Петербургъ.

В Эрмитаже долгое время приписывалась Тициану; считалась его ранней работой, в которой заметно влияние Джованни Беллини. В Описи 1859 года имеется пометка карандашом: «копия с Джорджоне». В Каталоге Эрмитажа 1869 года картина значится под именем Тициана, но отмечено, что она «писана в стиле учителя Тициана, Джованни Беллини». Кроу и Кавальказелле (Crowe, Cavalcasene 1877), выражая определенное сомнение в авторстве Тициана, приводили ее как раннюю работу художника: «За исключением лба и губ Мадонны большая часть картины испорчена. Если это и работа Тициана, то только раннего периода» (With the exception of the forehead and mouth of the Virgin most of the surface of this work is defaced. If by Tizian at all, it is a picture of his early period). На плохую сохранность произведения обращал внимание и Неустроев (1898). Бенуа (1910) называл картину «вялой и монотонной» и сомневался в ее принадлежности как Тициану, так и Джорджоне.

В ГМИИ картина поступила как копия с Тициана; одно время считалась копией с утраченного оригинала Джорджоне. Лазарев приписывал школе Джорджоне; этому мнению он не изменил и в последние годы жизни, о чем свидетельствует сделанная им пометка на полях рецензируемой им рукописи каталога итальянской живописи 1972 года. Фишель, ссылаясь на мнение Герберта Кука (Fischel 1906; 1911), а также Адольфо Вентури (Venturi 1934), приписывали Франческо Вечеллио, брату Тициана. Фьокко (Fiocco 1951) разделял мнение Адольфо Вентури о принадлежности картины Франческо Вечеллио раннего периода. Филипс, с которым полемизировал Юсти (fusti 1926), определял картину из собрания ГМИИ как работу Джорджоне. Бернсон (Berenson 1957) считал ее копией Франческо Вечеллио с утраченного оригинала Джорджоне.

Запечатленный в картине мотив восходит к алтарному образу Джованни Беллини 1505 года из церкви Сан Дзаккария в Венеции, который вдохновлял многих венецианских художников. Франческо Вечеллио использовал его в алтарной композиции, написанной для церкви Санта Кроче в Беллуно (Берлин, Государственные музеи; см.: Hadeln 1927, р. 24). С этой живописной работой связан рисунок сангиной, изображающий Мадонну с Младенцем на троне и музицирующего ангела из библиотеки колледжа Крайст-Черч в Оксфорде; этот лист одно время приписывался Франческо Вечеллио (Tietze, Tietze-Conrat 1944, p. 333, № 2019, pl. LXXXII, 2).

Картина из ГМИИ стилистически близка группе ранних произведений Тициана, исполненных во втором десятилетии XVI века. Типаж Мадонны восходит к известному рисунку из Кабинета рисунков и гравюр Уффици (инв. 718 Е), который принято датировать 1512-1515 годами; тот же мотив запечатлен в рисунке Франческо Вечеллио из Альбертины в Вене.

Сходный тип лица Мадонны, но трактованный еще в духе Джорджоне, то есть более мягко по сравнению с картиной из ГМИИ, встречается в так называемой Цыганской Мадонне из венского Музея истории искусства, датировка которой колеблется от конца XV века до 1520-х годов. Более убедительным представляется мнение о том, что она была написана около 1510 года, тогда как картина из ГМИИ могла быть исполнена около 1515-1520. Однако окончательное суждение об авторстве и времени создания произведения может быть высказано лишь после его реставрации.

Происхождение: 1819 приобр. в Париже князем В.С.Трубецким для Эрмитажа; с 1924 в ГМИИ.

Архивные документы: Кат. Эрмитажа 1797, № 4335 (Тициан); Опись Эрмитажа 1859, № 2416 (Тициан, с пометкой «копия с Джорджоне»).

Литература: Notices sur les tableaux 1828, p. 44, № 5 (здесь и далее - Тициан); Livret 1838, p. 29; Кат. Эрмитажа 1863, с. 30, № 93 (номер сохр. во всех кат. Эрмитажа по 1916); Cat. Ermitage 1863, p. 25; Waagen 1864, S. 62; Кат. Эрмитажа 1869, с. 41 (здесь и след. - Тициан в стиле Джованни Беллини); Cat. Ermitage 1869, р. 41; Crowe, Cavalcasene 1877, II, S. 731 (Тициан раннего периода); Crowe, Cavalcasene 1878, II, p. 496; Bode 1882, Lief. II, S. 2 (Тициан); Penther 1883, S. 33 (ранний Тициан); Кат. Эрмитажа 1885, с. 41 (здесь и далее - Тициан в стиле Джованни Беллини); Кат. Эрмитажа 1888, с. 41; Кат. Эрмитажа 1889, с. 46; Cat. Ermitage 1891, p. 159; Кат. Эрмитажа 1892, с. 35; Кат. Эрмитажа 1895, с. 35; Неустроев 1898, с. 52; Cat. Ermitage 1899, p. 131; Кат. Эрмитажа 1901, с. 37, № 93; Деларов 1902, с. 59, 70-71 ил. (Джорджоне); Fischel 1904, S. 167 (здесь и далее -как приписываемая Тициану); Fischel 1906, S. 186, 227; Fischel 1907, S. 205; Кат. Эрмитажа 1908, с. 13 (Тициан); Justi 1908, II, № 61 (Джорджоне ?); Wrangell 1909, tav. 18 (Тициан?); Бенуа 1910, с. 52 (сомнение в авторстве как Тициана, так и Джорджоне); Fischel 19II, S. 216 (Франческо Вечеллио); Альбом Эрмитажа 1912, с. 66 (здесь и далее - копия с Джорджоне); Кат. Эрмитажа 1912, с. 87; Кат. Эрмитажа 1916, с. 13; Fischel 1924, S. 252 (как приписываемая Тициану); Justi 1926, II, S. 273 (опровергнута атрибуция Джорджоне); Venturi 1934, IX/7, р. 69-70, fig. 35 (здесь и далее - Франческо Вечеллио); Fiocco 1951, р. 30; Vecellio 1951, р. XVIII; Berenson 1957, I, p. 85, 193 (копия Франческо Вечеллио с Джорджоне); Кат. ГМИИ 1986, с. 42 ил. (Венецианский мастер начала XVI века); Маркова 1992, с. 143 ил. (Венецианский мастер первой трети XVI века); Кат. ГМИИ 1995, с. 124-125 ил. (Тициан ?); Бенуа 1997, с. 58, 247 (копия с утраченного оригинала Джорджоне).

Сайты Музея