МИНЕРВА
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

ВЕРОНЕЗЕ (ПАОЛО КАЛЬЯРИ)

МИНЕРВА

Около 1560

холст, масло

28 х 16 см

Инв.: 2666

Холст тонкий полотняного плетения, дублирован. Живопись под слоем слегка потемневшего загрязненного лака. На лицевой стороне справа внизу красным номер по Каталогу Эрмитажа 1797 года: 490. На обороте холста трафаретом номер по Описи Эрмитажа 1859 года: 2481.

Минерва - античная богиня мудрости и справедливой войны, в соответствии с традицией, представлена в воинских доспехах, с копьем, щитом и шлемом. Парная - Диана в собрании Гос. Эрмитажа (инв. ГЭ 167).

В собрании Кроза (в каталоге которого указывалось, что обе картины написаны на дереве), а затем в Эрмитаже и в ГМИИ. Минерва всегда считалась работой Паоло Веронезе. Бернсон (Berenson 1932, 1957, 1958), как и все авторы последующего времени, приписывал картину самому Веронезе. На общем фоне исключение составляет лишь мнение Фьокко (Fiocco 1934), который склонялся в пользу авторства Бенедетто Кальяри, племянника и ученика мастера; позднее в том же духе высказался и Кук (Соске 1977) в рецензии на монографию Пиньятти (Pignatti 1976), считавший Минерву и парную к ней Диану работами мастерской.

Вертова (Vertova 1952) предложила объединить две парные картины - Минерву из ГМИИ и Диану из Эрмитажа - с Аллегорией Живописи из собрания Детройтского института искусств (инв. 36.30; Fredericksen, Zeri 1972, p. 39), близкую по манере письма и почти точно совпадающую с ними по размеру, в серию композиций, предположительно связанную с общим заказом. Еще в собрании Кроза и старых каталогах Эрмитажа обе картины названы эскизами. Позднее были высказаны предположения об их связи с росписями виллы Мазер (Кат. Эрмитажа 1958; Piovene, Marini 1968), где в центральном зале, Sala a Crociera, изображены женские фигуры, suonatrìci, с музыкальными инструментами. Подобной точки зрения придерживались Пиньятти и Педрокко (Pignatti 1976; Pignatti, Pedrocco 1991; 1995). Однако многие авторы, в частности Фомичева в ряде своих публикаций (Фомичева 1973; Fomiciova 1974; Веронезе 1978; Фомичева 1992), не разделяли этого мнения.

Сходные мотивы стоящих в нишах женских фигур повторялись в работах самого Веронезе и его мастерской, примером чего могут служить, в частности, монохромные аллегорические изображения Милосердия и Веры из собрания Галереи венецианской Академии (Moschini Marconi 1962, p. 92, № 145, 146, fig. 145, 146). Что касается работы из собрания ГМИИ, как и парной из Эрмитажа, то на сегодня не представляется возможным отождествить их с каким-либо из известных циклов фресок или монументальных полотен Веронезе и мастеров его круга.

В начале XVIII века Минерва вместе с Дианой, по всей видимости, находились в доме доктора Куртони в Вероне, где Даль Поццо среди прочих работ Веронезе видел «Палладу и Диану небольшого размера» (...Pallade, e Diane in piccole forme. - Dal Pozzo 1718). Швайкхарт (Schweikhart 1973), относивший Минерву самому Веронезе или его кругу, указывал на сходство с ней фрески Микеланджело Алипранди в Палаццо Минискальки в Вероне. Это еще одно свидетельство того, что картина долгое время находилась в этом городе. Вместе со всей галереей Куртони работы были проданы герцогу Мирандола.

Как и в веронском доме Куртони, в собрании Кроза в Париже Минерва и Диана находились вместе, и в каталоге (Cat. Crozat 1755) указывалось, что они располагались в Малом салоне справа от входа. Этот факт ставит под сомнение принадлежность к той же серии Аллегории Живописи из Детройта, которая тематически также прямо не связана с двумя другими.

Минерва, как и Диана, условно называемые эскизами, удачно соединяют в себе законченность исполнения со свободой и легкостью красочной фактуры. Тем самым они сохраняют живую непосредственность воплощения творческого замысла художника, а живописная тонкость и цветовая изысканность делают их эстетически самоценными. Если упомянутые Даль Поццо картины являются именно теми, которые ныне принадлежат ГМИИ и Эрмитажу, то можно предположить, что они не были связаны, как думал Пиньятти (Pignatti 1976; Pignatti, Pedrocco 1991; 1995), с каким-то определенным декоративным ансамблем. Возможно, они специально создавались для продажи и предназначались для становившихся все более модными в Италии частных коллекций, которые предвосхитили знаменитые «cabinets d'amateur» XVIII века, получившие широкое распространение по всей Европе.

Считалось, что находящиеся сегодня в ГМИИ и в Эрмитаже работы были исполнены около 1560 года; этой датировки придерживались Вертова (Vertova 1959) и Фомичева (1992). Пьовене и Марини (Piovene, Marini 1968), а также Пиньятти (Pignatti 1976) склонялись к более поздней датировке, относя обе работы к концу 1570-х годов, тогда как Паллуккини (Pallucchini 1984) датировал 1565-1570.

Происхождение: до нач. XVIII века, по всей видимости, в собр. доктора Куртони в Вероне, откуда перешла в собр. герцога Мирандолы; 1772 из собр. Кроза (Париж) приобр. для Эрмитажа; с 1930 в ГМИИ.

Архивные материалы: Tronchin 1772, № 118; Кат. Эрмитажа 1773, № 1207 (здесь и далее - Паоло Веронезе); Кат. Эрмитажа 1797, № 490; Опись Эрмитажа 1859, № 2481.

Литература: Dal Pozzo 1718, I, p. 65; II, p. 24 (здесь и далее - Паоло Веронезе); Cat. Crozat 1755, p. 71; Cat. Ermitage 1774, p. 103, № 1207; Кат. Эрмитажа 1863, с. 42, № 150 (номер сохр. во всех кат. Эрмитажа по 1916); Cat. Ermitage 1863, p. 35; Waagen 1864, S. 72; Кат. Эрмитажа 1869, с. 59; Cat. Ermitage 1869, p. 59; Кат. Эрмитажа 1885, с. 59; Кат. Эрмитажа 1888, с. 59; Кат. Эрмитажа 1889, • с. 68; Cat. Ermitage 1891, p. 44; Кат. Эрмитажа 1892, с. 52; Кат. Эрмитажа 1895, с. 51; Cat. Ermitage 1899, p. 53; Кат. Эрмитажа 1901, с. 55, № 150; Кат. Эрмитажа 1908, с. 17; Кат. Эрмитажа 1912, с. 77; Альбом Эрмитажа 1912, с. 45 ил.; Кат. Эрмитажа 1916, с. 17; Лазарев 1930, с. 19; Berenson 1932, р. 420; Путеводитель музея 1934, с. 52; Fiocco 1934, р. 121 (Бенедетто Кальяри); Путеводитель ГМИИ 1938, с. 102 (здесь и далее - Паоло Веронезе); Suida 1938, р. 178; Кат. ГМИИ 1948, с. 19 ил.; Vertova 1952, s.p. (как находящаяся в Эрмитаже); Richardson 1954, р. 108-109; Альбом ГМИИ 1956, с. 7, табл. 8; Кат. ГМИИ 1957, с. 27; Berenson 1957, I, р. 132; Кат. Эрмитажа 1958, с. 74; Berenson 1958, I, p. 136; Кат. ГМИИ 1961, с. 37; Антонова 1963, ил. 16; Musée de Moscou 1963, p. 46-47 ill.; Итальянская живопись 1964, с. 239; Путеводитель ГМИИ 1964, с. 67; Woods 1965, р. 112; Альбом ГМИИ 1966, № 15 ил.; Piovene, Marini 1968, р. 105, № 90с ill.; Stuffmann 1968, p. 80, № 178 ill.; Béguin, Martini 1970, p. 105, № 90c ill.; Rosand 1972,  p. 16; Schweikhart 1973, p. 259 (Паоло Веронезе или его круг); Фомичева 1973,  с. 20, 22; Fomiciova 1974b, p. 123; Кат. Эрмитажа 1976, с. 81; Pignatti 1976, I, p. 130, № 156; II, fig. 415; Cocke 1977, p. 786; Веронезе 1978, с. 2; Hadeln 1978, S. 157, № 198; Демская 1979, с. 103; Путеводитель ГМИИ 1980, с. 24 ил.; Альбом ГМИИ 1981, № 27 ил.; Antonova 1982, р. 66-67, № 25 ill.; Pallucchini 1984, p. 177, № 110 ill.; Vsevolozhskaya 1984, p. 237; Кат. ГМИИ 1986, с. 45, ил. 21; Альбом ГМИИ 1988, с. 12; Rearick 1988, р. 76; Альбом ГМИИ 1989а, № 106 ил.; Альбом ГМИИ 1989б, № 96 ил.; Da Leonardo a Tiepolo 1990, с. 72; Pignatti, Pedrocco 1991, p. 175, № 88c ill.; Маркова 1992, с. 149 ил.; Фомичева 1992, с. 371; Путеводитель ГМИИ 1994, с. 100-101 ил.; Guidebook 1995, р. 99 ill.; Кат. ГМИИ 1995, с. 90 ил.; Pignatti, Pedrocco 1995, p. 260, № 164 ill.; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 174, ил. 84.

Сайты Музея