АЛЬБОТТО, ФРАНЧЕСКО
КАПРИЧЧО С РУИНАМИ И ЦЕРКОВЬЮ
Холст редкий полотняного плетения, дублирован. Старые осыпи красочного слоя и участки изменившейся в тоне реставрационной ретуши по всей поверхности. Живопись под слоем загрязненного неравномерно потемневшего лака.
На обороте холста красной краской: №114.
Реставрация: 1970 (ГМИИ, Г.М.Ерхова) - слой потемневшего загрязненного лака удален не полностью.
Поступила в ГМИИ как работа Пьера-Антуана Пателя, затем была отнесена к венецианской школе XVIII века. О.Д.Никитюк (устно, начало 1980-х) приписала Микеле Мариески, а в качестве аналогии привела его картину Руины из собрания Кастелло Сфорцеско в Милане. Настоящая атрибуция принадлежит автору каталога.
Франческо Альботто - ближайший ученик и последователь Микеле Мариески. После ранней смерти учителя именно к Альботто перешло руководство его мастерской, продолжавшей работать весьма продуктивно, специализируясь в области пейзажа. Женившись на вдове Мариески, Альботто стал владельцем и всего имущества, в том числе картин, остававшихся в мастерской художника. Таким образом он мог заканчивать работы Мариески, а также копировать их, подражая манере учителя. Это обстоятельство создает известные трудности при атрибуции произведений и разграничении творчества обоих мастеров.
Отталкиваясь от общих принципов построения картин Мариески, выдержанных в жанре пейзажа-фантазии с мотивами классических руин, Альботто сумел развить привычные схемы, наполнив их новым содержанием. В отличие от своего учителя, уделявшего преимущественное внимание разработке камерных форм пейзажа, Альботто, во многом под влиянием Каналетто, отдавал предпочтение полотнам большого формата, где панорамные виды сопровождаются традиционным изображением руин, соседствующих с реальной архитектурой. Именно к этому типу композиций относятся три московские картины.
Они принадлежат к достаточно обширной группе произведений, которые долгое время оставались анонимными или получили условные имена - Мастера голубых гор (Maestro delle montagne azzurre) и Мастера пейзажей Музея Коррер (Maestro dei paesaggi del Museo Correr); под этими именами их приводит Мартини (Martini 1982). К одной из групп принято относить Пейзаж с римскими руинами из Государственных музеев Берлина, в прошлом приписанный последователю Марко Риччи (х., м. 93 х 128,4; инв. 2243; Gemaldegalerie 1996, S. 78, 616, Abb. 2601). Мартини (письмо, 1993) приписал берлинский пейзаж Мастеру голубых гор (или Мастеру пейзажей Музея Коррер). Сходство этой картины с полотнами из собрания ГМИИ, особенно с двумя, размеры которых практически совпадают, позволяет предположить, что некогда они могли составлять серию композиций. Не исключено также, что будучи серийной продукцией, подобные работы могли образовывать «циклы» лишь в момент продажи.
В прошлом некоторые работы, выполненные в той же манере, приписывались другим художникам. Так, две аналогичные композиции в 1979 году экспонировались на выставке в Вероне, где, в соответствии с мнением Марини (Marini 1979, № 11, 12), их автором был назван Антонио Визентини. Группа близких полотен со сходными мотивами фигур, архитектуры и деревьев была приписана Альботто в монографии Мандзелли. Среди них Каприччо с аркой и галантной сценой из Кастелло Сфорцеско в Милане, Каприччо с рекой и классическими руинами из собрания Джорджи в Сан-Ремо, Каприччо с классическими руинами из Галереи Превитали в Бергамо (Manzelli 1991, tav. А.56.1, А.65.7, А.66.5) и другие. Здесь встречаются и небольшие холсты, и работы, приближающиеся по своим размерам к публикуемым полотнам из собрания ГМИИ. В тесной связи с послед-ними находится серия композиций с изображением руин из Кастелло Сфорцеско в Милане, которые еще Делогу публиковал как работы последователя Мариески (De Logu 1930, fig. 67, 68, 70). Все основные характеристики в них, в том числе сами пейзажные мотивы и подход к передаче деталей, совпадают с московскими картинами. А еще в одном полотне из того же собрания можно видеть изображение церкви, близкое тому, что встречается в одном из них (инв. 3981; De Logu 1930, fig. 63). Помимо характерных приемов построения композиции, общим признаком всех этих работ, равно как и других пейзажей Альботто, является присущая только ему манера изображения веток деревьев и листвы, а хрупкие стаффажные фигуры легко узнаются по удлиненным пропорциям и некоторой скованности в передаче поз и движений.
Происхождение: 1967 приобр. у Г.А.Сосновской, Москва.
Выставки: 1970 Москва. Кат., № 11 (Венецианский художник XVIII века. Пейзаж с развалинами); 1997 Токио-Тендо-Оказаки-Акита, Кат., № 34 (Франческо Альботто).
Литература: Кат. ГМИИ 1995, с. 134 ил. (Франческо Альботто).