АЛЛОРИ, КРИСТОФАНО
ПОРТРЕТ МАЛЬЧИКА
Холст полотняного плетения, дублирован. Вверху справа на фоне участки утрат основы с вставками нового холста и реставрационной ретушью. Живопись под слоем потемневшего загрязненного лака.
На верхнем бруске подрамника красная сургучная печать бывшего владельца, С.К.Говорова: в квадратном оттиске перекрещивающиеся инициалы СГ. На среднем бруске подрамника тушью: C.Allori
Атрибуция традиционная, авторство Кристофано Аллори сомнению не подвергалось. Портретные изображения мальчиков и юношей часто встречаются как в живописи, так и в рисунках художника. Между 1590 и 1600 годами, обучаясь в боттеге отца, Алессандро Аллори, Кристофано, помимо копирования работ Рафаэля и Фра Бартоломео, исполнил большое число портретов; моделями ему служили сверстники - юные художники, работавшие с ним бок о бок в той же мастерской. Именно с этим временем принято связывать и картину из собрания ГМИИ.
Сын известного художника, занимавшего видное положение при дворе великого герцога тосканского Козимо I, Кристофано сам был одним из ярких представителей флорентийской художественной культуры. Франческо Бальдинуччи, автор биографии Кристофано, не только превозносил его как живописца, но высоко ценил в нем талант поэта, актера, музыканта, певца, танцора и весьма остроумного собеседника. Сформировавшись в атмосфере культуры позднего чинквеченто, Кристофано Аллори в глазах современников отвечал утонченному идеалу разносторонне одаренной личности и блестящего придворного.
Как художник он принадлежал к новому поколению, которое, вслед за Лодовико Чиголи, стремилось к обновлению флорентийской живописи. Уже в ранних работах Кристофано отходит от принципов маньеристического портрета, противопоставляя холодной замкнутости образов своих предшественников большую непосредственность и естественность внутреннего состояния в сочетании с индивидуальными особенностями внешнего облика моделей. По выражению одного из исследователей, портреты Кристофано Аллори предстают перед нами во всей незащищенности своих чувств (...offerta... disarmata del sentimento. - Del Bravo 1967, p. 69).
Эти черты ярко проявились в многочисленных портретных рисунках художника, среди которых картине из собрания ГМИИ типологически особенно близки два наброска с натуры: на одном из них изображены две головы - молодого человека и мальчика, а на другом - голова мальчика (оба - Кабинет рисунков и гравюр Уффици, Флоренция; инв. 908 F, 1505 S). По всей видимости, московский портрет, как и вся группа ранних портретов Кристофано, был выполнен не по заказу и, возможно, даже не предназначался для продажи. Это обстоятельство открывало перед художником известную свободу в передаче характера модели.
Определить личность изображенного на портрете не представляется возможным. Укажем лишь на его сходство с моделью на рисунке из собрания Эрмитажа (инв. ГЭ 4083; Thiem 1973, S. 135), который Тим датировала около 1600-го, то есть периодом, отмеченным тесными творческими контактами Кристофано и Лодовико Чиголи. Во всяком случае, портрет был написан до 1602 года, когда художник, обретя профессиональную зрелость, приступил к выполнению своих первых крупных заказов - алтарных композиций для церквей Сантиссима Аннунциата во Флоренции и Сан Доменико в Пистойе.
Происхождение: 1918 из собр. С.К.Говорова (Москва) пост. в РМ; с 1924 в ГМИИ.
Выставки: 1915 Москва. Кат., с. 7, № 1 (здесь и след. - Кристофано Аллори); 1973 Будапешт. Кат., с. 6, № 1.
Литература: Кат. ГМИИ 1957, с. 7-8 (здесь и далее - Кристофано Аллори); Кат. ГМИИ 1961, с. 8; Thiem 1973, S. 135 Abb., 137; Chappell 1977, p. 31 n. l4; Pizzorusso 1982, p. 135; Кат. ГМИИ 1986, с 20-21; Маркова 1992, с 177 ил.; Кат. ГМИИ 1995, с 80 ил.