ТУАЛЕТ ВИРСАВИИ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

АМИГОНИ, ЯКОПО

ТУАЛЕТ ВИРСАВИИ

1730-е

холст, масло

25 х 34 см

Инв.: 2884

Холст полотняного плетения, дублирован. Живопись в хорошем состоянии сохранности, под слоем слегка потемневшего лака.

На лицевой стороне в правом нижнем углу красной краской: 15

Сюжет из Ветхого Завета: 2 Цар. 11:2-27. Однажды, когда царь Давид «прогуливался на кровле царского дворца», он увидел купающуюся красавицу Вирсавию, жену Урии Хеттеянина, который служил в армии царя и в то время находился вдали от дома. Царь приказал, чтобы Вирсавию доставили к нему во дворец. Желая освободиться от Урии, Давид послал его в опасное сражение, в котором тот погиб, Вирсавию же взял себе в жены.

В картине изображен момент, когда посланник царя передает Вирсавии письмо Давида. Хотя этот сюжет не упоминается в Библии, он получил широкое распространение в живописи. Вдали виден царский дворец, с балкона которого Давид любовался купающейся Вирсавией (Pigler 1974, I, S. 151 ff.).

Полотно поступило в музей как работа неизвестного художника венецианской школы XVIII века. Представляет эскиз к картине Якопо Амигони, впервые опубликованной Фоссом (Voss 1918, S. 163, Abb. 13); до 1936 года она находилась в Музее земли Гессен в Дармштадте, а теперь принадлежит одной из частных коллекций (Scarpa Sonino 1994, fig. XXI). Работа исполнена в период творческой зрелости художника и датируется 1730-ми годами. К этому времени следует отнести и хранящийся в ГМИИ эскиз.

В процессе работы над картиной эскизу предшествовал рисунок (собрание Клемке, Мюнстер; Scarpa Sonino 1994, р. 126, fig. XXII), совпадающий по общему решению и в деталях как с эскизом, так и с законченным полотном.

Вариант композиции того же размера (х., м. 115 х 150), где позы Вирсавии и окружающих ее женщин несколько изменены, находится в собрании Государственных музеев Берлина (инв. 14; Gemaldegalerie 1996. S. 11, 515 Abb. 2475). Эта работа была написана между 1739 и 1747 годами для берлинского торговца Штрайта. Один из многих иностранцев, обосновавшихся в XVIII веке в Венеции, Зигмунд Штрайт (1687-1775) составил неплохую коллекцию живописи, в которой насчитывалось одиннадцать картин Якопо Амигони.

Скарпа Сонино в монографии о творчестве художника (Scarpa Sonino 1994) обошла молчанием картину из собрания ГМИИ, хотя несомненно знала о ее существовании, так как в разделе библиографии имеется ссылка на публикацию автора данного каталога (Markova 1982), благодаря которой московская работа стала известна за рубежом.

Картина из собрания ГМИИ является превосходным образцом зрелого творчества Якопо Амигони, оказавшего большое влияние на мастеров XVIII века в самой Венеции и за ее пределами. В отличие от законченных станковых произведений художника с характерной для них гладкой красочной поверхностью, насыщенной холодноватой цветовой гаммой и тонкими переходами светотени, небольшой эскиз, исполненный с изяществом и легкостью, сохраняет живую непосредственность момента зарождения творческого замысла. Амигони выступает здесь типичным мастером стиля рококо, на формирование которого в живописи Венеции и Европы он оказал большое влияние. Композиция Амигони, с которой связан московский эскиз, была гравирована; известна в единственном экземпляре, принадлежащем Национальному институту графики в Риме (Scarpa Sonino 1994, p. 128, fig. XXIII).

Происхождение: 1937 дар М.Б. Бенедиктова, Москва.

Выставки: 1997 Токио-Тендо-Оказаки-Акита. Кат., № 30.

Литература: Markova 1982, р. 29, fig. 43 (здесь и далее - Якопо Амигони); Pilo in Allgemeines Kunstler-Lexikon 1986, 2, S. 679; Маркова 1992, с. 341 ил.; Кат. ГМИИ 1995, с. 134-135 ил.

Сайты Музея